Ирина Карпизенкова
Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП.
Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при детском церебральном параличе оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Осознание детьми с церебральным параличом своей физической неполноценности негативно влияют на личностное развитие. Следствием этого является то, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у их здоровых сверстников обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности. Таким образом, задача родителей, да и специалистов состоит в том, чтобы создать условия для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Публикация «Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Формирование адекватной самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Рекомендации по формированию адекватной самооценки детей с ДЦП :
1. Для формирования адекватной самооценке родители должны оказывать ребенку психологическую поддержку. Вербально и невербально родители должны сообщать ребенку, что верят в его силы и способности.
2. Родителям необходимо пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формируют уверенность ребенка в себе. Слова и фразы, поддерживающие ребенка: (Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо. У тебя все получится! Что ты думаешь по этому поводу? Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься. Я горжусь тобой! Я рад твоей помощи. Спасибо тебе. Хорошо, благодарю тебя. Я рад, что ты в этом участвовал. Все идет прекрасно! Здорово, замечательно. Я верю в тебя. Все мы люди и все мы совершаем ошибки.
3. Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
4. Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой : "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
5. Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами. Вследствие этого у ребенка формируется адекватная самооценка.
6. Поведение и действия, поддерживающие ребенка: Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу. Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его. Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех. Таким образом, ребенок не замыкается, а это формирует адекватную самооценку в нужной ситуации.
7. Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
8. Отмечайте даже незначительные успехи своего ребенка.
9. Создавайте ситуации успеха.
10. При разговоре с ребенком из-за его невнятной речи не нужно угадывать с первых звуков, что он хочет, и договорить мысль за него. Дайте ребенку возможность самому высказать свою мысль. Из-за вашей «помощи» ребенок не научиться выражать и отстаивать свою точку зрения. Так «общаться» ребенку неинтересно, и он не привыкнет следить за словами собеседника, и, будет превращать разговор в несвязный монолог, болтая обо всем, что придет в голову. А значит не сможет общаться со сверстниками. Дайте возможность выговориться ребёнку и тем самым превратить недовольство в душе в слова.
11. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
12. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи без снижения самооценки.
Таким образом, особенности развития личности ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека. Помните, что ребёнок – это самая большая ценность, любите и принимайте его таким, какой он есть.