Любовь Крутелева
Рекомендации для родителей «Эстетическое воспитание ребенка в семье»
Ребенок рождается в семье. Круг его первоначального общения ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка происходит особенно бурно, именно поэтому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Публикация «Рекомендации для родителей „Эстетическое воспитание ребенка в семье“» размещена в разделах
Дошкольный возраст и младший школьный – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок эстетически или духовно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Здесь главную роль также играет семья, близкое окружение ребенка. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание в семье – развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству.
Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта – чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т. п. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды, таким образом утверждая их в понимании того, что красота – это дело рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирования, по картинам.
Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию.
Особенно важно пробудить интерес ребенка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нем желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.
Рекомендации родителям по эстетическому воспитанию ребенка в домашних условиях
Как можно воспитать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье? Рассмотрим некоторые виды деятельности.
Организация детского изобразительного уголка. В состав уголка должны входить: альбом, бумага для акварели, краски (гуашь, акварель). Кисти, цветные и простой карандаши, фломастеры. Для аппликации цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки. Для лепки пластилин, глина, стеки. Все это также должно соответствовать возрасту вашего ребенка. В уголке может быть настенная доска с мелками. Она ценна тем, что позволяет детям создавать крупные рисунки и при этом закреплять технику движения руки, совершенствовать форму изображаемых предметов, легко исправляя ошибки, неточности рисунков. Рядом со столом размещают подвесную полку или шкаф, необходимо выделить место для хранения материалов и оборудования по рисованию, лепке, аппликации, которые дети используют по своему желанию, в зависимости от возраста ребенка, которыми они научились пользоваться на занятиях.
По мере накопления некоторого опыта в изобразительной деятельности у ребенка развивается критическое отношение к своей работе. Тогда ребенку важна оценка его рисунков взрослыми. Давая оценку рисунку – не разочаруйте маленького рисовальщика! На что следует обращать внимание? На правдивость изображения, сходство образов с действительностью, передача характерных особенностей и деталей, на эстетическое качество рисунка: аккуратный, яркий, веселый по краскам и т. д. Для рисунков, выполненных в детском саду хорошо завести папку и складывать в нее творческие работы.
Часто ребенок начинает механически повторять одни и те же привычные образы. Родители могут подсказать ребенку сюжеты из окружающей действительности, провести целенаправленные наблюдения, рисование с натуры, рисование иллюстраций к прочитанным сказкам, рисование по воображению («сказочная птица», «сказочный зверь» и т. д., декоративное рисование («красивая тарелка», закладка для книги и т. д.). Желательно познакомить детей с декоративно–прикладным творчеством: хохломской и гжельской росписью, дымковскими игрушками и т. д.
Рисование должно обогащать речь ребенка. Следует вызывать его на объяснение тех или иных моментов: как называется форма предмета («Назови, какой цветок ты рисуешь, почему выбрал такой цвет и т. д.).
Также я в кругу семьи можно заняться лепкой. Лепка помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Следует обратить внимание ребенка, что скульптуру нужно смотреть со всех сторон. Работа особенно увлекает детей, когда предназначена для определения цели (подарок папе и т. д.) В настоящее время в магазине можно приобрести не только пластилин, но и готовую глину, пластику. Дети очень любят лепить из теста. Их следует приобщать к такому творчеству в процессе приготовления, например, печенья; а также можно приготовить «соленое» тесто для творчества.
Работа со штампами. Печатку можно изготовить из картофеля или моркови. Сырую картошку разрезать пополам. На разрезе вырезать простой узор. Рисунок должен быть рельефный. Рельефная часть среза покрывается краской и печатается, т е. прикладывается к бумаге. Детям можно предложить таким образом выполнить приглашения, закладки, рамочки для фотографий, открытки.
Можно приготовить штамп из сухих листьев. Лист покрыть краской и в определенном порядке прикладывать к бумаге, тщательно прижимая.
Печать ладошками – очень увлекательное занятие. Покрыть ладошку краской и приложить ее к бумаге. А потом, дорисовать полученное изображение, проявив фантазию и творчество. Может получиться «осьминог», «рыбка», «семейство опят» и т. д.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к тому, что изображает. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Игры.
1.«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны, развивать моделирование и конструирование.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
2. «Давай уберемся вместе»
Цель: Приучить своего ребенка к чистоте и порядку.
Ход игры: Данный процесс можно представить как сказочное приключение, где раскладывание по местам помогает главному герою. В это время можно читать любимую книжку, прерываясь в тот момент, когда ребенок перестает раскладывать игрушки, тем самым побуждая его продолжить процесс.
3. «Зеркало»
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мимики
Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить ребенку вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.