Елена Шарапова
Рекомендации для родителей по организации правильного отношения к речи ребенка в условиях домашнего пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по организации правильного отношения к речи ребенка в условиях домашнего пребывания и выполнению логопедических домашних заданий.
1. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить : он начнёт разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль.
2. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
Ваша речь - образец для подражания.
4. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка :
- не ругать ребенка за неправильную речь;
-ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
-не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
-осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
5. Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме.
6. Заниматься с ребенком нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у него навыки закреплялись. Делать артикуляционную гимнастику лучше 3-4 раза в день по 3-5 минут.
7. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях :
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
-весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путём заучивания;
-задания должны быть прочитаны ребёнку;
- все задания выполняются до конца.
8. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Не стремитесь делать из тетради образцово – показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
9. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
10. Летом рекомендуется продолжать развитие речи в домашних условиях. Это:
- чтение сказок, рассказов, стихотворений детских писателей А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, С. Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова и др. ;
-развитие мелкой моторики рук, т. е. выстригание ножницами, работа с пластилином, рисование в «раскрасках»,работа с мозаикой, выкладывание фигур из палочек, пальчиковая гимнастика;
- звукопроизношение закрепляется в работе по тетрадям, кроме того, родители осуществляют контроль автоматизированных звуков в обычной речи ребенка.
11. Старайтесь:
• не говорить с иронией и насмешкой;
• не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
• не ругаться и не кричать на ребенка;
• всегда быть с ребенком доброжелательным, вежливым;
• не торопить и не подгонять ребенка;
• как можно чаще высказывать одобрение, хвалить, и не только за что-то, а потому, что он – ваш ребенок;
• как можно чаще показывать свою любовь к нему;
• никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, даже, если вы очень сильно обиделись на него;
• не давайте ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть поступки, но не он сам);
• при неправильном поведении ребенка необходимо переключать его на другие виды деятельности.
12. Несколько способов высказать одобрение:
o Молодец!
o Правильно!
o У тебя это здорово получилось!
o Ты сегодня хорошо потрудился!
o Я знала, что ты справишься!
o Отлично!
o Ты быстро научился!
o Это то, что надо!
o С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.