Анастасия Кондратьева
Региональный компонент в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В 2014 году в России были введены новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, в том числе и дошкольного образования. Сегодня образование дошкольников осуществляется по пяти основным направлениям: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. Неотъемлемой частью деятельности воспитателей по каждому из этих направлений, является применение регионального компонента.
Публикация «Региональный компонент в детском саду» размещена в разделах
Что собой представляет региональный компонент? Это изучение культурных особенностей, где воспитывается дошкольник, приобщение детей с раннего детства к национальной и мировой культуре. В общих чертах, региональный компонент предполагает формирование духовно-нравственных ориентаций детей, воспитание патриотов своей страны, любящих свою Родину.
Реализация регионального компонента начинается с того, что дошкольники должны понять, что страна начинается с малой Родины (своего города, села). Ребенок должен научиться интересоваться как историей своего города, так и его современным состоянием.
Реализация регионального компонента в детском саду предполагает выполнение следующих условий:
1. Ознакомление с культурой и историей родного края входит в воспитательно-образовательный процесс, в котором краеведческий материал гармонично встраивается в различные области развития ребенка.
2. При изучении краеведческого материала используется принцип постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. При изучении культуры и истории родного края дети могут сами выбрать направления, в которых они хотели бы участвовать. Это могут быть творческие игры, изготовление поделок, придумывание рассказов, загадок, рисование или аппликация на соответствующие темы, участие в благоустройстве территории, участие в культурных мероприятиях.
4. Выбор воспитателем методов и приемов работы направлен на повышение у дошкольников познавательной и эмоциональной активности детей. Реализацию этого условия может обеспечить создание мини-музеев народного быта и культуры, подбор предметов предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Если рассматривать основное содержание регионального компонента, согласно программе «От рождения до школы», то оно включает:
- детям 2-3 лет следует напоминать название города, в котором они живут;
- у детей 3-4 лет формируется интерес к малой родине и первичные представления о ней: воспитателям следует напоминать детям название города, в котором они живут; обсуждать с детьми самые любимые места посещения в выходные дни;
- детям 4-5 лет воспитатели рассказывают о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Детям даются в доступной для их понимания форме представления о государственных праздниках. Воспитатель рассказывает о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);
- в старшей группе у детей 5-6 лет продолжают расширять представления о малой Родине, знакомят с достопримечательностями, культурой, традициями родного края; рассказывают о замечательных людях, прославивших свой край. Развивают представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширяют представления о Москве — главном городе, столице России, знания о государственных праздниках, представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывают любовь к Родине;
- и, наконец, в подготовительной к школе группе продолжают рпсширять представления о родном крае, знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углубляют и уточняют представления о Родине — России. Поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывается чувство гордости за ее достижения. Закрепляются знания о флаге, гербе и гимне России.
В качества главной формы изучения краеведческого материала можно выделить непосредственно образовательную деятельность – занятия, режимные моменты. В ходе образовательной ситуации дети погружаются в краеведческий материал, формируют свой социальный опыт.
Также важными методами передачи знаний о родном крае в условиях ДОУ выделяются экскурсии и прогулки. В качестве экскурсионных объектов выбираются местные достопримечательности, природные объекты, находящиеся в пешей или автобусной доступности.
При реализации регионального компонента крайне эффективной формой работы является посещение различных музеев. Дети при посещении музея могут ознакомиться с предметами быта, прикоснуться к истории края, созерцать предметы, изготовленные мастерами и умельцами родного края. Важно, чтобы для экскурсии выбирались такие музеи, которые будут доступны для понимания дошкольников.
В условиях ДОУ также важную роль играет насыщенность образовательного пространства ДОУ. В группах, начиная со средней группы, могут оформляться уголки краеведения. Педагоги, желательно с участием родителей, могут подготовить экспозицию из материалов для ознакомления с культурой и историей родного края.
Педагогами ДОУ могут быть собраны специальные картотеки народных игр, пословиц и загадок, заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Картотеками может пользоваться весь педагогический коллектив при организации воспитательно-образовательной деятельности.
Также можно предложить создание мини-музея на уровне всего ДОУ, куда могут предоставлять материалы все группы. В качестве названия можно предложить следующие «Русская изба», «История моего района». Работа такого музея будет способствовать налаживанию связей между всеми частниками образовательного процесса – это воспитанники, работники и родителей дошкольников.
Важным методом работы по реализации регионального компонента - ознакомление детей с народными играми. Народные игры являются комплексным методом воздействия на ребенка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народная игра является средством народного воспитания, в ней формируется социальный опыт взаимоотношений между людьми. В ней дети учатся гуманному отношению к слабому, уважительному отношению к людям пожилого возрасту, осваивают навыки партнерского отношения со сверстниками. Например, игры «Лапта», «Каравай» и другие.
Ознакомление с русской-народной музыкой, разучивание песен, созданных нашими предками, а также музыкальные развлечения и театрализованные представления на церковные праздники, такие как Рождество, Масленица и другие, также способствует реализации регионального компонента, при этом приобщая дошкольников к русской культуре и истории.
На занятиях по развитию речи дети знакомятся с былинами, народными сказаниями, стихотворениями и сказками русских и российских писателей и поэтов. Это, конечно же, Корней Чуковский, Виталий Бианки.
На занятия по изобразительному творчеству, аппликации, конструированию также включаются специальные темы, посвященные изображению природы родного края, изучению народных промыслом, народного костюма, орнаментов. В дальнейшем продукты детского творчества целесообразно оформлять книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ и др.
Также в последние годы получает распространение проектная деятельность, в том числе, и в детском саду. Дошкольники совместно с воспитателем или, что наиболее предпочтительно, работают над краеведческими проектами. В качестве примера можно привести «История моей улицы», «По родным тропинкам» и т. д.
Для повышения эффективности работы по региональному направлению необходимо привлекать родителей, которые также являются участниками образовательного процесса. Участие родителей в экскурсиях, праздниках и досугах, выставках, акциях позволяет увеличить воспитательное воздействие краеведческих мероприятий на детей. Также незаменима помощь родителей воспитанников детскому саду при сборе регионального и краеведческого материала.
Среди основных результатов работы по реализации регионального компонента отмечается повышение знаний дошкольников по истории и традициям родного края, города, Дети знакомятся со знаменитыми земляками и достопримечательностями города. Главным же должно стать повышение интереса к изучению истории края, привитие делания сделать его лучше.
Деловая игра «Образ жизни»
- В завершении предлагаю вам поучаствовать в деловой игре «Образ Родины». Сейчас попрошу вас закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (1 минуту)
- А сейчас давайте обменяемся мнениями – у кого какой образ возник. (участники описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
Попробуем создать общий вывод: Родина – это (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Мы – взрослые – это понимаем, а задача реализации в детском саду регионального компонента заключается в формировании и у детей понимания Родины, воспитании любви к России, другими словами, полноценного патриота.