Марина Гунько
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мир насекомых»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
«Мир насекомых»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие», «Коммуникативное развитие»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
1. Обогащать активный словарь дошкольника, закреплять название насекомых, расширять представление о частях тела насекомых - бабочка, стрекоза, жук - короед, медведка, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, божья коровка. (Речевое развитие, Познавательное развитие)
2. Познакомить, обогатить представление воспитанников о насекомых. (Речевое развитие, Познавательное развитие)
3. Отработать умения четко произносить звуки Ж, ЗА, ЗУ, СА, используя в речи скороговорки. Побуждать к четкому произношению. (Речевое развитие)
4. Продолжать расширять и формировать представление детей о насекомых, умение их классифицировать на: полезных и вредных. (Познавательное развитие)
5. Активизировать в речи дошкольников слова глагольной формы – ползать, таскать, опылять (цветы, уничтожать, жалить, стрекотать. (Речевое развитие)
6. Стимулировать умения отвечать на вопросы полным, развернутым ответом, развивать диалогическую и монологическую речь, умение делать выводы. (Речевое развитие)
7. Формировать потребность в двигательной активности. Сформировать понимание необходимое для двигательной активности, после статического занятия (Физическое развитие)
8. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. (Речевое развитие)
9. Сформировать умения передавать характерные движения насекомого. (Физическое развитие)
10. Тренировать артикуляционный аппарат. (Речевое развитие)
11. Побуждать детей к рассуждению. (Коммуникативное развитие, Речевое развитие)
12. Побуждать детей к рассуждению на заданную тему. (Речевое развитие)
13. Развивать мелкую и крупную моторику. (Речевое развитие, Физическое развитие)
14. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования акварелью «Клякс графия». (Художественно – эстетическое)
Методы и приё мы:
- практический: игровая ситуация, физкультурная минутка, метод рисования «кляксография»
- наглядный: мнемотаблица, карточки с изображением насекомых, маски
- словесный: загадывание загадок, художественное слово, беседа.
Материал и оборудование: музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица, маски – насекомых, альбомные листы, кисти, акварель.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультурная минутка
Игровая Игровая ситуация,
Коммуникативная Беседа, отгадывание загадок, словесная игра, вопросы, ситуативные разговоры, скороговорки
Музыкальная Слушание звуков насекомых, шум леса
Восприятие (художественное слово) Чтение, рассказывание
Художественно эстетическое Использование нетрадиционного метода рисования акварелью «кляксография»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый
результат
1 В группе звучит мелодия леса. Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.
- Кого мы можем тут встретить?
Ребята, а есть такие жители в лесу. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
- Кто это? Вы догадались?
Воспитатель читает стихотворение
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке.
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек.
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мел пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись.
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, божья коровка, стрекоза, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые. Слушают мелодию леса.
Представляют, воображают лес.
Отвечают на вопросы.
Предлагают свои варианты ответов
Слушают воспитателя Внимательно слушают, слышат музыку.
Имитируют воображаемые события.
Правильно отвечают на поставленные вопросы.
Активно используют в своей речи существительные – название диких животных
Хорошо воспринимают и понимают стихотворную речь.
Внимательно слушают не отвлекаясь на посторонние предметы, эмоционально реагируют
2 Воспитатель загадывает загадки про насекомых.
Загадки
Яркий мини вертолет,
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …
(Стрекоза)
Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое!
Вперед ползет, не пятится,
На нём в горошек платьице.
(Божья коровка)
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается.
• (Комар)
•
• Во фраке зелёном маэстро,
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра.
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
•
• На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом
• (Муравей)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха)
Ранним утром ей не спится,
Очень хочется трудиться.
Вот и меду принесла
Работящая.
(Пчела)
Предлагает рассмотреть картинки с изображением насекомых, назвать их.
Раздает каждому ребенку маску с изображением насекомого, предлагает превратится в маленькие существа.
(Маски повторяются, количество разное)
Называют насекомого.
Отгадывают загадки по описанию.
Дети самостоятельно выбирают маску с изображением.
Рассматривают картинки.
Соотносят описание насекомых и его названия
Определяют насекомых по его описанию.
Обладают навыками логического мышления.
Верно соотносят картинку и вид насекомого.
Знают как называются насекомые.
Демонстрируют маски с изображением насекомых.
3 Физкультминутка
Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют : хо-дить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т. д.)
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Выполняют упражнения в соответствии с текстом. Хорошо передают движения насекомого.
Демонстрируют овладения разными видами движений.
Владеют способом мышечного расслабления.
Дети согласовывают движения со словами физкультминутки.
Дети правильно и самостоятельно воспроизводят физкультминутку.
Развивают крупную моторику.
4 - Ребята, а вы знаете чем отличаются насекомые от животных?
Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и выставляет их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Рассматривают модели существенных признаков насекомых
Подбирают прилагательные – тело круглое, красное в мелкую черную точку.
Представляют животного, делают сравнительный анализ. Используют в речи прилагательные.
Правильно, подробно описывают выбранное насекомых по картинке, по памяти, называют части его тела.
5 Ребята, а чем питаются насекомые?
- На каждое насекомое - свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки- короед - древесину и кору деревьев, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насеко-мых, например, божья коровка поедает тлю.
Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т. д.
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Отвечают на вопрос.
Добавляют исправляют друг друга Логически верно используют существительные и глаголы. Называют насекомых, их действия.
Грамматически верно используют их в предложении.
Демонстрируют навыки групповой деятельности.
Рассуждают на заданную тему
Грамматически верно строят предложения в беседе со сверстниками.
6 Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы насекомые, которые:
- приносят пользу;
- вредят.
Объясните, почему вы так думаете?
Делятся на группы.
Рассуждают, доказывают и объясняют свой выбор, приводят примеры положительной или отрицательной стороны значимости насекомого. Классифицируют насекомых на : полезных и вредных.
Владеют навыками монологической и диалогической речи.
Умеют выразить свои мысли. Доказывают верность ответа.
7 Звуковая гимнастика
Воспитатель предлагает детям произнести скороговорки на одном дыхании:
ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза,
ЗУ-ЗУ-ЗУ- мы поймали стрекозу.
Жутко жуку жить на суку.
СА-СА-СА меня ужалила оса.
Следит за правильным дыханием при произношении. Произносят скороговорки на одном дыхании, четко выделяют звуки. Правильно произносят звуки, верно распределяют дыхание.
Тренируют артикуляционный аппарат.
8 Рисунок бабочки по техники «клякса графия» Дети берут необходимые средства и материал : лист бумаги, кисть, акварель.
Внимательно слушают объяснения, правильно держат кисть.
9 -Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.
Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.
Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.
Умеют пересказывать увиденное.
Итоговое мероприятие:
оформление выставки детских работ «Мир бабочек»