Надежда Дубровская
Речевое дыхание: что, как, зачем?
▼ Скачать + Заказать документы
Бывают случаи, когда родители, обратившиеся к логопеду за помощью, а именно поставить определённые звуки, недоумевают – для чего нужно тратить время на формирование правильного речевого дыхания. Ведь это простой физиологический процесс, которым ребенок овладевает с первых секунд жизни. И грамотный педагог обязательно объяснит, что дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять лёгкие кислородом, и для того, чтобы разговаривать, общаться. Все звуки мы произносит на выдохе!
Публикация «Речевое дыхание: что, как, зачем?» размещена в разделах
Причин, по которым речь становится не понятной, множество: короткий, слабый вдох и выдох, вследствие которого речь сбивчива; неумение тянуть выдох, дозировать выходящий воздух, а также произнесение слов на вдохе.
Научить ребенка контролировать расход воздуха, сформировать плавный и сильный выдох, направлять поток воздуха губами – основная задача тренировок дыхания.
Правильно подобрав задания, логопед начинает работу не только над формированием речевого дыхания, но и запускает процесс развития речи (поскольку многие упражнения связаны с произношением звуков). Здесь не менее важна постоянность. Тренироваться придется регулярно, пока навыки правильного речевого дыхания не будут доведены до автоматизма.
У родителей непременно встаё т вопрос: «Как правильно тренировать речевое дыхание»?
Здесь стоит упомянуть о том, что дыхательная гимнастика полезна не только для развития речи, но и для здоровья. Вдыхая, мы лёгкие наполняем кислородом, который попадает во все внутренние органы. Чрезмерная интенсивность тренировки может быстро утомить ребенка – резкий избыток кислорода заявит о себе лёгким головокружением. Конечно, это не опасно, но стоит ограничить занятие по времени: не более 10 минут ежедневных тренировок.
Используя игровой формат занятия, красочные картинки, различные пособия, способствующие формированию правильного речевого дыхания, незамедлительно привлекут детей. А метод работы "от простого», а именно увеличивать нагрузку постепенно: начинать с простых занятий, потом усложнять их - направит ребёнка к скорейшему достижению результатов!
Консультируя родителей относительно тренировок речевого дыхания важно их внимание акцентировать на месте, отведённом для проведения занятий. Помещение должно быть чистым, без пыли. Комната должна быть проветренной. А при хорошей погоде можно заниматься даже на улице. Температура в помещении – 17-21 градусов. Упражнения лучше проводить до еды или после приёма пищи, но должно пройти не менее получаса, лучше – час. На ребёнке не должно быть много слоёв одежды, особенно, если она сковывает его движения.
Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок - техника выполнения. Основные правила такие:
• вдыхать нужно через нос;
• не поднимать плечи при вдохе;
• выдыхать — плавно и долго;
• при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);
• при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.
Гораздо эффективнее осваивать технику выполнения дыхательной
гимнастики на спине в положении лёжа. Малышу предстоит научиться бесшумно вдыхать и выдыхать, дышать равномерно, без толчков, не задерживая дыхание. Уже затем переходят к упражнениям в положении сидя и стоя – в движении.
Поскольку делать дыхательные упражнения больше 5-7 минут не рекомендуют, логопеды включают в занятия логоритмику, артикуляционную гимнастику и логомассаж (его делают пальцами или специальными шпателями, зондами, чтобы вернуть тонус мышцам лица, шеи, щек, губ, языка и неба, которые участвуют в речи).
Необходимо соблюдать последовательность работы над формированием речевого дыхания
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
На подготовительном этапе развития способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу помогут игры и упражнения. Например:
«Сдуй дождинки с листочка»
Цель: развитие длительного плавного сильного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные капельки на ниточках, прикрепленные к листочку.
Ход игры: - Представьте, что сейчас лето. Пойдемте на прогулку в сад. Недавно прошел дождик. Давайте сдуем с листиков капельки дождя.
«Качели»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Ребенок научился делать плавные глубокие выдохи и можно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания. Для этого используем речевой материал и его воспроизведение.
Вместе с ребёнком многократно повторяем произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:
Зайка прыгает -оп-оп-оп;
Воет волк - «Ууу-ууу»;
Дождик капает - «кап-кап-кап»;
Мишка топает за шишкой - Топ, топ, топ;
Укачиваем малыша - «Ааа-аа-аа!»;
Дождик капает по крыше -па-па-па;
Дует ветер - у-у-у-у и т. д.
И вот, наконец выполняем упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями. Например:
«Часы»
- исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
«Шофер»
- в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
Упражнение «Насосик»
- Ребенок ставит ручки на пояс, слегка приседает и делает вдох, выпрямляется и делает выдох. Повторить следует 3-4 раза.
Упражнение «Ежик»
-Малыш сгибает руки в локтях и ставит их на пояс. Выдыхает и говорит «пых-пых-пых», при этом двигает локтями вперед. Выпрямляется и делает вдох.
Процесс формирования правильного речевого дыхания важный, трудоёмкий. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
И только после того, как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата!