Водяницкая Людмила
Сценарий речевой викторины «Проказы русской зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие компонентов познавательно-речевой деятельности старших дошколь- ников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: обогащение словарного запаса детей, формирова- ние пояснительной речи; повторение и закрепление полученных знаний на логопедиче- ских занятиях.
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологиче- ской формы; формированию словаря, фонематического восприятия, координации речи с движением.
Публикация «Сценарий речевой викторины „Проказы русской зимы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, уважительное отношение к собеседнику.
Оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи. стулья, столы, магнитная доска, мяч, дидактический картинки.
Образовательные технологии: мультимедийная установка, аудиозаписи, презента- ция.
Предварительная работа: чтение сказки Константина Ушинского «Проказы старухи зимы». Заучивание фонопедического упражнения. Беседа с детьми о диких животных, зимующих птицах, о зимних видах спорта.
Учитель-логопед: (дети входят в музыкальный зал и встают в круг).
Утром Солнышко встает,
(Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет
(Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я:
(Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!»
(Выпрямить руки в стороны).
Солнце улыбнется (Поднять руки над головой). Ветер улыбнется
(Поднять руки над головой и покачать ими).
Зимушка зима постучит в оконце
(Взять друг друга за руки).
Учитель-логопед: сегодня отличный зимний день, предлагаю отправится на про- гулку в зимний лес.
(Дети вместе с педагогом передвигаются по залу проговаривая стихотворе- ние)
На прогулку мы идем, Друга за руку берем. Начинаю я считать:
Один, два, три, четыре, пять. Ну-ка дети подравняйтесь, Успокойтесь, не толкайтесь. Дружно парой до полянки, С вами мы пойдем, ребятки. Один, два, три, четыре, пять. Отправляемся гулять.
(На мультимедийном экране появляется заставка зимнего леса).
Учитель-логопед: как же в лесу тихо и спокойно. (включается звукозапись «Вьюга», на мультимедийном экране появляется заставка леса во время вьюги.).
Учитель-логопед: ребята, из-за вьюги нашу дорожку, по которой мы пришли в лес замело, все наши следы исчезли, как же нам с вами возвращаться обратно в детский сад?
Дыхательная гимнастика: «Снежинка»
Учитель-логопед: Давайте попробуем устроить вьюгу из наших снежинок, может они нам помогут отыскать наши следы (учитель-логопед раздает каждому ребенку снежинку, дети кладут снежинку на ладонь и плавно дуют на снежинку, не надувая щек).
Включается аудиозапись с голосом «Зимы» :
Ничего у вас не выйдет. Кто ко мне в лес попадет Навсегда здесь пропадет.
Учитель-логопед: неужели ничего нельзя сделать и у нас не будет возможности вер- нуться обратно в детский сад?
Включается аудиозапись с голосом «Зимы» :
Выход есть всегда, друзья Блесните знаниями тогда В викторину вы сыграйте Все задания отгадайте.
Учитель-логопед: ну что, ребята, вы готовы принять участие в викторине и найти об- ратный путь к детскому саду? (ответы детей)
Артикуляционная гимнастика: «Язычок» Для начала с язычком дружно поиграем Наказать его спешим из губ не выпускаем.
Вправо, влево повороты, он не устает.
С нами дружно на лошадке, в лес сейчас пойдет.
Фонопедическое упражнение: «Собирайся детвора»
(учитель-логопед произносит предложение, а дети повторяют последний услышан- ный слог)
Собирайся, детвора! Дети: ра, ра, ра.
Начинается игра! Ра, ра, ра!
Да ладошек не жалей! Лей, лей! Бей в ладоши веселей! Лей, лей! Сколько времени сейчас? Час, час Сколько будет через час? Час, час! И неправда будет два! Два, два!
Думай, думай голова! Ва, ва! Как поет в селе петух? Ух, ух! Да не филин, а петух? Ух, ух! Вы уверены, что так? Так, так! А на самом деле как? Как, как! Вы хорошие всегда? Да, да!
Или только иногда? Да, да!
Не устали отвечать? Чать, чать! Разрешаю помолчать! ТСССССССС
Учитель-логопед: мы пришли с вами на лесную поляну (педагог предлагает детям разделится на две команды и занять свободные стульчики за столами).
Все расселись по местам? Всем хватило места?
По секрету скажу вам Будет интересно!
I задание: “Разминка для ума” (учитель-логопед задает детям вопросы. На каж- дый вопрос ребенок отвечает полным ответом).
1. Какое сейчас время года?
2. Назови три признака зимы?
3. Назови зимние месяцы по порядку?
4. Какое время года было перед зимой?
5. Какое время года наступит после зимы?
6. Сколько всего времен года в году?
7. Сколько дней в неделе?
8. В какие дни недели мы не ходим в детский сад? Почему?
9. Сколько частей суток ты знаешь?
10. Как называется часть суток, когда мы находимся дома, а не в детском саду?
Учитель-логопед: ребята, мы совсем забыли представиться хозяйке леса.
II задание “Назови ласково” (дети встают в круг и передают друг другу мяч назы- вая свое имя ласково. После игры дети проходят на свои места)
Учитель-логопед: “В этом лесу живет очень много разных животных, а вот какие именно, вам предстоит узнать.
III задание: “Найди и отгадай” (на столе у каждой команды лежат картинки с изображением части тела животного, его жилище (голова, хвост). Под веселую му- зыку каждый ребенок выбирает одну часть тела животного и прикрепляют на маг- нитную доску. После выполнения задания дети отвечают на вопросы: чья голова? чей хвост? Чье жилище? (волчья голова, волчий хвост; лисья голова, лисий хвост, медвежья берлога, волчье логово и т. д)
IV задание: “Четвертый лишний” Учитель-логопед:
“На столах у вас картинки Разные, красивые.
Только вот один момент Лишним стал один предмет
Объясните, почему? Ничего я не пойму!”
(для каждой команды на столах лежат по три картинки с изображением четырех предметов, птиц и животных, дети полным ответом отвечают какой предмет лиш- ний и почему).
V задание: “Собери картинку” Учитель-логопед:
“А теперь внимание!
Сложное задание.
Вы картинки соберите,
Что получилось расскажите.
(на столах у каждой команды разрезные картинки, каждый ребенок берет по одной детали и выставляет на мольберт. У двух команд складывается картинка – снеговик, после этого дети должны найти отличия между этими картинками).
Включается аудиозапись с голосом «Зимы» :
Вы ребята молодцы Вы ребята удальцы Удивили вы меня Отпускаю вас, друзья.
Вы следы скорей берите
В детский сад вы поспешите.
Учитель-логопед: отправляемся в детский сад (дети наступают на каждый след, считая по порядку следы; на мультимедийном экране появляется заставка детского сада)
1 – след
2 –следа
3 – следа
4 – следа
5 - следов
Учитель-логопед подводит итоги конкурса и делает вывод: Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней чем «я».
Мы – семья,
И мы – друзья. Мы – народ,
И мы – едины.
Вместе мы Непобедимы
Учитель-логопед: ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями? Было тяжело? Подарите Зимушке зиме на память о себе снежинки, чтоб она всегда оставалась доброй и жизнерадостной (дети снежинками украшают елку).