Виктория Едигарьева
Консультация «Ребенок как безграничная Вселенная: возможно ли это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с рождения видит границы: кроватка, комната, детская площадка, детский сад, школа. Современный человек окружен постройками, заборами, разными другими техническими ограничителями, вследствие чего вольно или невольно появляется ощущение ограниченности.
Дети средней группы в начале 2023 года стали между собой разговаривать на тему неба, космоса, планет и разных загадках космического происхождении. Воспитатель, поддерживая инициаторов разговора, предложила поиск некоторой информации по теме космоса. Дети средней группы активно включились и откликнулись при сборе информации, знакомстве с темой Вселенной. Тем самым, было решено организовать среднесрочный проект.
Темочки:
Современное информационное поле заполнено темой космонавтики, с точки зрения освоения космоса человеком: вылет на орбиту, высадка человека на луну, будущее освоение Марса и изучение планет солнечной системы, т. е. снова ограничение. Может сложиться такое впечатление, что мы находимся в пространстве, где есть солнце, вокруг планеты и все остальное опоясано звездами. Обучающие мультфильмы для возраста 4-5 лет про планеты солнечной системы записаны вполне внятно и понятно, используются разные приемы игр, отвлекающих внимание моментов, расслабление и снова концентрирование внимания, а мультфильмы про выход за пределы солнечной системы рассчитаны на возраст, скорее школьников, а не средних дошкольников. С этим возникали некоторые сложности для представления информации. Поэтому видео космических тем использовалось из интернета, а текст был адаптирован для возраста средней группы. Таким образом, нами была предпринята попытка расширить представления до бесконечности. Дав понять, что Вселенная бесконечна, как и безграничны возможности человека.
С родителями проводилась работа о стратегиях поведения с ребенком, не ограничивающих его представления в мыслях и мечтах, укрепляя веру в осуществление всего задуманного. Была подчеркнута тонкая грань между желанием допускать вероятность беспредельных возможностей и ограничением в поведении, повседневных обязанностях, когда ребенок полностью ограничен, не имея возможности отступить от правил, особенно в общественных местах, а любое проявление индивидуальности – пресекается как «не норма». В детском саду дети следуют правилам, во-первых из-за соображений безопасности, во-вторых из-за экономии времени, а так же для удобства окружающих. Весь будний день расписан четко по времени, отклонение от прописанных норм, влечет наказание воспитателя за нарушение прописанных правил. Таким образом, все субъекты в детском саду не имеют возможности кардинально поменять день, за редким исключением организованным внутрисадиковским или выездным мероприятием.
Было решено воспитателем, совместно с некоторыми родителями, что ребенку не хватает более естественного поведения и проявления процесса творения через призму свободного ощущения самовыражения. Имеется в виду, если ребенок столкнулся с желанием поступить так, как не принято в обществе, например разбил игрушку, разрисовал обои, то родитель, вопреки своему желанию проявить негатив, поддерживает ребенка и реагирует крайне спокойно. По истечении нескольких недель, родители отметили, что сдерживать себя от привычных реакций достаточно сложно, но выявили заинтересованность в дальнейшей практике поддержки детей.
Следующая сложность заключалась в том, что взрослые люди могут сомневаться в нужности объяснения свобод, считая, что данное суждение вводит в заблуждение человека во взрослом возрасте. Или может нанести некоторый стресс при возможных неудачах.
Хотелось подчеркнуть, что родители, участвующие в консультативных беседах, избирались сугубо по субъективному желанию и ощущению воспитателя.
Также воспитателю достаточно сложно было четко определить и обозначить проблематику темы, сталкиваясь с устоявшимися установками о возможности ребенка разбаловать, упустить благоприятный период для понимания норм общества, нежелании родителя тратить больше сил на удовлетворение задуманного ребенком.
Непоседливый и очень активный ребенок порастает стремлением окружающих приписать ему несуществующие диагнозы или догадки о причинах поведения, не желая признавать особый нрав или невысказанные и неосуществленные желания дошкольника. Причина такого поведения кроется, традиционно, в малом просветительстве о возрастных, индивидуальных особенностях детей, чаще, все педагогические и психологические консультации сводятся в череду перечисляющихся норм или критериев наиболее часто встречающихся у большого количества выборки исследования, а получившие маленький процент отличительных черт в любом исследовании, просто, не учитывается. Таким образом, даже специалисту сложно определить малые нормы черт детей, а тем более донести до родителей.
Возвращаясь к проектной деятельности об исследовании Вселенной, воспитателю удалось заинтересовать, завлечь по теме космоса детей, дать в непринужденной форме информацию, намного шире, чем можно дать традиционным способом, при изучении космических тем. Дети и родители были объединены и участием в конкурсах, выступлениях, видеозаписях; и проведением совместных праздников и подготовке к ним. Дети средней группы были погружены в ситуации, что мир огромен и бесконечен, нет пределу фантазиям, все фантазии реальны и осуществимы, вера в чудеса – это прекрасное чувство, дарящие ощущение счастья. А ощущение счастья – это нормальное и естественное состояние, в котором ребенок должен находиться максимум времени, т. е. постоянно.
Так же задуманная идея воспитателя была в том, чтобы привить детям чувство уязвимости нашей планеты, которое определяется крайне сложно, но воспитатель ставил себе задачу показать дошкольникам важность не только изучения космоса, но и с ранних лет помогать задумываться о заботе нашей Земли в широком смысле. Итак, работа начата вполне успешно, воспитатель видит положительный отклик от всех участников образовательного процесса, что, несомненно, важно для продолжения работы в заданном ключе.