Татьяна Козодаева
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда
Для достижения целей и выполнения задач воспитания и образования детей необходимо создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также повышения его познавательной активности.
Каковы же эти условия:
• Создание обогащённой развивающей среды, способствующей всестороннему и гармоничному развитию каждого ребёнка.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
• Организация всех видов деятельности, адекватной данному возрасту, возможностям и способностям.
• Поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция и предоставление возможности выбора.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
День начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где есть много интересного: информация и советы для родителей, доска детского творчества, плакаты, напоминающие о том как вести себя на улице и дома, стенд «Это мы» с фотографиями детей, уголок настроения с цветиками-семицветиками со съёмными лепестками разного цвета. Каждое утро дети выбирают лепестки того цвета, который соответствует их настроению в данный момент. Этот тест помогает воспитателям в работе с детьми в течении дня.
Для родителей есть «Почта», где они могут оставлять свои вопросы специалистам детского сада, администрации, воспитателям.
Наличие различных зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.
Зона приватности. Здесь дети в сумках и рюкзаках могут хранить свои личные вещи, которые они могут взять в любое время и пользоваться ими.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Здесь находятся предметы для дежурства и с помощью фотографий отмечаются дежурные по занятиям, по кухне и в уголке природы. Дежурство способствует положительному отношению к труду, воспитанию ответственности, самостоятельности у детей.
В учебной зоне размещены: творческая мастерская, уголок «Всезнайки», познавательно-исследовательский центр, уголок музыкального развития, библиотека, музей природы. Здесь дети могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность.
В учебной зоне находится познавательно-исследовательский центр, он включает в себя различные приборы (микроскоскопы, часы, термометр, весы, линейки, мерные стаканчики, предметы из различных материалов, оборудование для опытов, иллюстративный, наглядный материал, карты, глобус, энциклопедии. Дети проводят опыты, учатся наблюдать, делать выводы, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, что способствует развитию познавательного интереса. Хотелось бы обратить внимание на панно «Лес», это наглядное пособие помогает дошкольникам расширить знания о животных, птицах, растениях, насекомых, обитающих в нашем крае. С другой стороны другая экосистема «Водоём» - река, где дети могут познакомиться с обитателями рек.
Цель создания музея природы - обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. Здесь есть цветы, разнообразные макеты - климатические зоны (Полярная - Север,, Африка, представлен мир динозавров, коллекция насекомых, календарь погоды, сезонное панно, огород, где дети сажают разные растения.
Часть учебной зоны мы выделили под уголок «Всезнайки», где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи и обучению грамоте, наборы дидактических игр, плакаты, карты, материал о нашей стране, родном крае, о космосе, телевизор с DVD для просмотра обучающих программ, иллюстраций.
Целью создания творческой мастерской является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Дети проводят здесь много времени рисуя, создавая поделки из пластилина, природного материала, из бумаги и т. д. Здесь также дети могут заниматься рукоделием, шитьём, бисероплетением, конструированием.
Материал по конструированию в специально отведённых для него коробках, передвижных ящиках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне в шкафу. В мастерской помещён также природный, бросовый материал для изготовления поделок.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
В библиотеке находятся художественная литература, азбуки, энциклопедии, журналы, раскраски. Дети могут выбрать книгу по желанию, посмотреть, почитать совместно с воспитателем или самостоятельно.
Уютное место для отдыха: зона уединения и релаксации, где ребёнок может посидеть, отдохнуть. Здесь находится мягкое кресло, низкий столик, искусственный аквариум-светильник с рыбками, кукла бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, разборные игрушки для снятия мышечных зажимов, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении.
В игровой зоне созданы все условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская, «Больница», «Строители», «Шофёры», «Дом», подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
Разнообразие настольных игр дают возможность детям выбрать игру по желанию: шашки, шахматы, дидактические игры, конструктор и т. д. Все эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, внимания, усидчивости.
В игровой зоне ещё располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
В игровой зоне ещё располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
Спортивная зона способствует развитию двигательной активности, физических качеств детей и укреплению здоровья. Предметное наполнение уголка применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
В группе есть уголок по правилам дорожного движения, где находятся, дидактические игры, макет города, наглядные дидактические пособия, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка сотрудника ГИБДД, игрушки транспорт, дорожные знаки, планшет с перекрёстком). Здесь ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения.
• Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
• В то же время такая предметная среда позволяет воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.