Лидия Гладковская
Развитие слухо-моторной координации у учащихся I (речевого) класса
▼ Скачать + Заказать документы
Подавляющее число первоклассников в речевом классе не в состоянии воспроизвести прослушанный ритм, не умеют сочетать речь с движениями, не слышат разницу в ритмических рисунках, предлагаемых при похлопывании, простукивании, при проигрывании музыкальных произведений, при проговаривании звуков.
Это говорит о том, что у учеников нарушена слухо – моторная координация : удержание в памяти и воспроизведение ритмического рисунка. А удержание в памяти и воспроизведение ритмического рисунка - это и есть слухо-моторная координация.
Публикация «Развитие слухо-моторной координации у учащихся I (речевого) класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как правило, только 3 - 4 человека из класса имеют сохранную слухо – моторную координацию.
Задача перед учителем стоит такая: различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п. (Учитель начальных классов, работающий на речевом классе ведёт в предмет «Логоритмика».)
формирование этой функции у учеников – логопатов особенно важно, так как развитие её способствует восстановлению темпоритмической стороны речи, которая бывает не до конца сформированной.
Эти задачи решаются на уроках музыки и логоритмики и во время физминуток.
На уроках музыки желательно выполнять : пение с движениями, игру на музыкальных интструментах…
Как формировать чувство ритма?
Невербальный (неречевой) уровень:
- воспроизведение ритма: хлопки, постукивания…
(Ребёнок повторяет тот ритм, что Вы показали).
-предлагаете сравнить и отхлопать два ритма:, ! .
- часть ритмического рисунка выделить ударением:,.
Вербальный (речевой) уровень:
а) на уровне звуков:
- выделение ударного гласного с показом его рукой:
Ауа, аУа, ауА.
- учитель отстукиваете ритм, а ученик в соответствии с этим ритмом произносит
гласные звуки: о-оо, уу-у и т. д.
б) на уровне слогов:
- «пальчики здороваются» - на каждое соприкосновение - слог: ша-шу-ши.
- учитель произносит слоги, ребёнок, считая их, загибает пальцы;
в) на уровне слов:
- игра «Телеграф» - передавать слово, отстучав его ритмический рисунок;
- предлагаете ребёнку придумать слово в соответствии с ритмическим
рисунком: ,.
г) на уровне предложений (отдельные предложения, чистоговорки, игры)
- проговаривание потешек:
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Ушли кони со двора! Дон - дон! Дон- дон!
Загорелся кошкин дом! Ква-ква-ква - кричит лягушка.
Ку-ку-ку- кричит кукушка.
- разучивание стихов:
Аи, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу! Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
- упражнения (дети выполняют движения и произносят соответствующий
текст) :
Мы руками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп, Мы ногами потопаем: топ-топ-топ, Качаем головой: так-так-так,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы руки подаём и бегаем кругом.
- считалки:
- чистоговорки: ша-ша-ша - наша Маша хороша!
ра-ра-ра - весёлая игра.
Подвижные игры с рифмованным текстом, игры со считалками во внеурочное время будут способствовать развитию слухо-моторной координации у учащихся класса.