Елена Вавилова
Советы родителям «Развитие речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольника (советы родителям)
Поговори со мной… о хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Публикация «Советы родителям „Развитие речи дошкольника“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может описать самую простую картинку, о чем-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко» : взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
какими словами, красками можно описать времена года;
назови слово-предмет, слово–действие, слова–ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;
расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д. ;
играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы, потому что…
Если бы я был Музыкой, то я бы, потому что…
Если бы я был Дождиком, то я бы, потому что…
Если бы я был Мандарином, то я бы, потому что…
играйте в игру «Хорошо – плохо».
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». В лес растут грибы. Шишки растут… елке.
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке.
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
ЧИСТОГОВОРКИ
Чтобы ребенок говорил чисто, звуки надо закреплять в речи. На помощь Вам придут чистоговорки.
Сначала поработайте с прямыми слогами.
Са – са – са: на столе оса.
Су – су – су: боимся мы лису.
Сы – сы – сы: жало у осы.
Се – се – се: кисель дадим лисе.
Ли – ли – ли: сели на мели.
Ля – ля – ля: мачта корабля.
Ле – ле – ле: гнёзда на скале.
Лю – лю – лю: мамочку люблю.
Ла – ла – ла: маму ждут дела.
Лу – лу – лу: обойдём скалу.
Лы – лы – лы: моем мы полы.
Ло – ло – ло : в лодке есть весло.
А теперь пусть ребенок проговаривает обратные слоги.
Ас – ас – ас: сладкий ананас.
Ос – ос – ос; на столе кокос.
Ус – ус – ус: наш малыш не трус.
Ал – ал – ал: папа наш устал.
Ол – ол – ол: сели все за стол.
Ул – ул – ул: наш сломался стул.
ыл – ыл – ыл: чай уже остыл.
Трудные звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Р гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если Вы сочините с ним чистоговорки.
Ря – ря – ря: алая заря.
Рю – рю – рю: игрушки подарю.
Ра – ра – ра: в школу мне пора.
Ро – ро – ро: на полу ведро.
Ры – ры – ры: фишки для игры.
Ру – ру – ру: ходим по двору.
Ар – ар – ар: из кастрюли пар.
Ор – ор – ор: разгорелся спор.
Ир – ир – ир: мы устроим пир.
Проговаривайте с ребенком скороговорки с этими же звуками, например:
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата
По двору, по подворью в добром здоровье.
Летят пичужки через три пустые избушки.
В шалаше лишь шмель жужжит. Там, свернувшись, Саша спит.
Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке.