Ольга Тарасова
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками средствами проектов социо-культурной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками средствами образовательных проектов социо – культурной направленности
«Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено социально - коммуникативное развитие.
Публикация «Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками средствами проектов социо-культурной направленности» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты, проектная деятельность
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников», которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нрав-ственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собствен-ных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной от-зывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Чтобы ребенок стал успешен, интеллектуально развит, коммуникабелен, ему необходимо общаться. Одно из главнейших качеств коммуникации для человека – это речь. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей часто проявляются речевые нарушения. Особенно остро мы сталкиваемся с этим, когда ребенок впервые идет в детский сад. Одни застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, другие не могут задать и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем сложнее ребенок адаптируется в детском саду, тем заметнее у него нарушение коммуникативной функции речи: неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Что же такое «социализация»?
«Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги / "нарисовали / " портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений:
Данные исследования: современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
- Дети хорошо информированы. Они рассуждают на / "взрослые / " темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это / "наслушанность / ", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
- У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу / "Развитие речи / ". Страдает не только раздел / "Связная речь / ", но и / "Словарь / ". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с людьми.
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка через игру, беседы, общение, чтение привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения, проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях : социализация, индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Задача нас, педагогов помочь родителям прочувствовать, пережить и адекватно оценить проблемы ребенка в сфере общения, вовремя поддержать, предложить своевременную, компетентную помощь. Только тесная взаимосвязь педагогов и семьи гарантирует успешное социальное развитие подрастающего поколения. Это и есть социальная адаптация.
В настоящее время наш коллектив МАДОУ «90» интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность – это способ организации учебно-воспитательной работы, ориентированный на достижение образовательных целей и задач, посредством детальной проработки проблемы и нахождения способа ее решения, за счет использования коллективной творческой работы учащихся, привлечения к работе родителей и иных сторонних лиц, заинтересованных в достижении определенного результата.
Мне, как педагогу, больший интерес представляет технология проектной деятельности. Поэтому в период с 2017 года по 2020 год я применяю данную технологию в своей профессиональной деятельности. По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Для детей старшего дошкольного возраста характерны средней продолжительности и долгосрочные проекты. За период с 2017 по 2020 год мы вместе с детьми приняли участие в таких проектах как : «Мой город - моя история» ( Цель: Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город. Познакомить детей с достопримечательностями Нижнего Новгорода, «Планету вертят самые-самые» ( Цель : Развитие социально – коммуникативных умений и навыков детей старшего возраста через знакомство с природным ландшафтом, «Это великое слово - Победа» ( Цель: Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне).
В рамках данных проектов была построена система взаимодействия с родителями, включающая в себя:
- родительские собрания («Как обогатить словарь ребёнка», «Игры по дороге в детский сад»);
- консультации («Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях», «развитие любознательности по средствам общения о взрослыми и сверстниками»);
- мастер – классы по изготовлению и использованию макетов, пособий для проектов.
В результате работы по реализации проектов, дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться. У них сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности. Обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной.
Анализируя проделанную работу, нами сделаны выводы, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, участие в которой дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность всех участников образовательных отношений в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств, коммуникабельности.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.