Татьяна Савчина
Разработка прогулок. Осень (III часть)
▼ Скачать + Заказать документы
15. Наблюдение за бабочками
Наблюдение
Закрепить знания детей. о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек. Вспомнить, как много бабочек летом. Подчеркнуть, что теперь их стало гораздо меньше.
Почему? (Температура воздуха понижается - насекомые прячутся.) Учить детей не причинять вреда насекомым, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
Художественное слово
Загадка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Публикация «Разработка прогулок, Осень (III часть)» размещена в разделах
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Приметы
Если бабочка-крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном от ветра месте - будет гроза через несколько дней.
Если крупные бабочки не садятся на цветы - к ясной погоде;
садятся - к дождю.
Ночная бабочка залетит в дом - к сильному ветру.
Стихотворение
«Бабочка, давай дружить.», А. Сарсеков.
Подвижная игра
«День и ночь» (дневные и ночные бабочки) -Развивать умение действовать по сигналу, передавать способ передвижения бабочек; сдерживаться, вьmолнять правила игры.
Трудовая деятельность
Сбор семян в цветнике Собрать семена с самых ярких, крупных и красивых цветков, разложить в стаканчики (коробочки) и подписать (названия растений, окраска цветка, дата и место сбора семян). -Поощрять инициативу, умение работать в коллективе.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Если бы ты был бабочкой» Развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого; сформировать желание защищать бабочек, любоваться ими; развивать выразительность речи.
Самостоятельная деятельность
Использовать группировки с положительными формами взаимоотношений в качестве основы развития детского самостоятельного коллектива. Следить за тем, чтобы очень активные. дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогать робким, застенчивым входить в игру.
16. Наблюдение за цветами на клумбе (циннии, астры, ирисы, календула, космея, георгины)
Наблюдение
Закрепить названия цветов. Обратить внимание детей на то, что многие цветы уже отцвели. Вспомнить, какие цветы цвели летом, как много их было (циннии, астры, ирисы, календула, космея, георгины). Цветов становится меньше, зато количество плодов возрастает. Объяснить детям, что такие растения, как львиный зев, астры, настурция, растут и цветут только одно лето - их называют однолетними. Другие растения многолетние ирисы, золотой шар, лилии; корни их зимуют в почве. Сформировать эстетический вкус, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Художественное слово
Загадка
Нарядные сестрички
Весь день гостей
Сластями угощают.
(Цветы)
Стихотворения
С холодом и ветром
Вновь дожди пришли,
А в саду как летом
Астры расцвели!
Даже под холодным
Проливным дождем
Долго астры радуют
Нас цветным ковром!
«Букет», Н. Бычков.
«Да здравствуют цветы. .», Ш. Машвили.
Примета
Если ноготки развернут свои венчики утром - к ясной погоде, после полудня - к дождю.
Астра - «астер», в переводе означает «звезда». Цветок напоминает людям звезду.
Георгин - назван так в честь цветовода по фамилии Георгин.
Подвижная игра
«Догони свою пару» -Учить находить свою пару в беге по сигналу. Передвигаться с одной стороны площадки на другую. Закреплять умение играть по правилам.
Трудовая деятельность
Пересадка некоторых растений в цветочные горшки для наблюдений в уголке живой природы Приучать добросовестно выполнять поручения по оказанию помощи воспитателю. Воспитывать умение трудиться вместе.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Найди цветок по описанию» Учить по описанию внешнего вида, высоты стебля, окраски формы цветка находить его в цветнике.
Самостоятельная деятельность
Игры с песком. -Закрепить знания свойства песка (сыпучий, влажный, лепится). Развивать конструктивные умения. Способствовать активному применению правил и норм поведения в совместной деятельности.
17. Наблюдение за муравьями
Наблюдение
Уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях. Обратить внимание на то, что муравьев стало меньше, они собираются в глубине муравейника и закрывают вход в него. Им там будет тепло. Наблюдая, подчеркнуть, что осенью они тоже готовятся к долгой зиме.
Художественное слово
Загадка
Мы - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)
Примета
Если муравьи увеличивают размер муравейника больше обычного - к холодной зиме.
Стихотворения
«Муравей», В. Сухомлинский.
«Муравей», В. Пальчинекайте.
«Муравей и сахар», Д. Биссет.
Подвижная игра
«Смелые, трудолюбивые муравьи» По желанию детей игру можно провести со сменой играющих персонажей на рыжих и черных муравьев, летающих и ползающих муравьев, тех, кто быстрее перенесет, построит и т. д.
Трудовая деятельность
Дети подражают трудолюбивым муравьям: подмести участок и веранду.
Закрепить навык работы метлой, воспитывать желание трудиться. Понимать необходимость этого труда.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Найди различия и сходство» уточнить главные отличительные признаки насекомых, развивать умение сравнивать (муравей, бабочка).
Самостоятельная деятельность
Совершенствовать у детей умение общаться друг с другом в игре, выражать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивать умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей:
18. Наблюдение за играми детей младшей группы
Наблюдение
Учить детей общаться с младшими детьми, интересоваться их делами, играми. Поговорить с детьми о том, что в детском саду есть дети, которые младше их по возрасту. Маленькие умеют меньше, чем дети в старшей группе, и им надо помогать.
Художественное слово
Стихотворение
Один, другой, третий.
Все за мной, дети!
Побежим на луг,
Быстро встанем в круг.
Побежим в поле,
В поле - раздолье.
Побежим в лес
Сколько там чудес!
Между двух полянок
Есть там старый замок.
Скорей, скорей, золотой змей
Словечко шепнет, замки отомкнет
Один, другой, третий.
Все за мной, дети!
Подвижная игра
«Карусель»
Учить сближению малышей и старших детей друг с другом.
-Развивать бег в медленном и быстром темпе, умение согласовьmать слова с движениями.
Трудовая деятельность
Помощь малышам в уборке участка от сухих листьев.
-Воспитывать желание оказывать помощь малышам. Трудиться вместе с малышами. Старшие собирают листья в кучу при помощи граблей. Малышам собрать листочки в ведро.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Назови ласково» Научить детей называть друг друга ласковыми именами;
сформировать доброжелательное отношение друг к другу.
Самостоятельная деятельность
Совместные игры младших детей со старшими. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание активно взаимодействовать в играх, помогать друг другу, вежливо обращаться, не конфликтовать. Учить детей самостоятельно выбирать тему игры, развивать сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдении положительных сторон окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях при чтении произведений.
19. Наблюдение за сбором урожая на огороде
Наблюдение
В сентябре нужно убирать в огороде овощи, а то они могут замерзнуть. Рассмотреть с детьми огород до сбора урожая. Пусть дети, осмотрев грядки, узнают по ботве еще не выкопанные овощи. Обратить внимание детей на урожай, объяснить, что все лето мы трудились не зря (поливали, рыхлили землю). Овощи выросли на славу (хорошие); установить зависимость урожая от ухода за растениями. Объяснить что некоторые овощи (огурцы, помидоры, кабачки) убраны ещё до заморозка. Уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей. Обратить внимание на признаки зрелости овощей.
Художественное слово
Пословицы и поговорки.
Об урожае с осени хлопочи, собрал урожай, а о новом надумывай.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Стихотворение
Сентябрь уборкою велик,
Он дремать нам не велит.
Ну-ка, весь честной народ,
Выходи в огород.
Потрудись, собери
Нашей осени дары.
Чтоб зимою в щи
Были овощи.
Примета
Ели на луковицах овощей кожура тонкая - к мягкой зиме, толстая и грубая - к суровой.
Подвижная игра
«Огородники» Учить соревноваться (деление на звенья) в беге, при этом выполнять задания (положить в лунку овощ). Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и первым вернулся на место.
По окончании игры посчитать число детей, выигравших в каждом звене.
Трудовая деятельность
Уборка овощей на огороде Подкапывать морковь и свеклу осторожно, складывать выкопанные овощи в ящики и корзины, ботву складывать в одну кучу. Приучать детей работать дружно, не мешать друг другу, выполнять общее дело.
Дидактические игры. Опыты и эксперименты
«Какие слова подходят к овощу» Учить подбирать слова, подходящие к овощу; развивать связную речь, логическое мышление.
«Вершки - корешки» Учить подбирать к ботве корешки.
Самостоятельная деятельность
-Побуждать детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3-4 человек.