Галина Стеняева
Различные виды аппликаций и ручного труда с использованием природного материала (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связанной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Задача взрослого - помочь ребенку в развитии речевого творчества, умении связанно и сдержанно вести монолог и диалог, подготовить к чтению и письму.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения рук. Когда кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма, что необходимо будущему первокласснику.
Публикация «Различные виды аппликаций и ручного труда с использованием природного материала (консультация для родителей)» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Поделки из природного материала
- Поделки. Мастерим с детьми
- Природный материал. Аппликации, картины
- Природный материал. Консультации
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Создавая своими руками работу из природного материала, ребенок много нового узнает о деревьях, растениях, природе, сам участвует в трудовом процессе и рассказывает о своем труде, природном материале. Встречи с природой расширяют представления детей об окружаемом мире, учат внимательно вглядываться в различные явления. Работа с природным материалом требует ловких и умелых действий, что впоследствии важно для подготовки к письму.
Занятия с природным материалом помогают развитию речи (дети анализируют работу, способы ее изготовления). Способствуют развитию внимания, любознательности, создают благоприятный настрой, развивают личность ребенка ( воспитание характера: умение доводить дело до конца, помогают всестороннему развитию личности ребенка.
Еще во времена А. С. Пушкина девушки долгими, зимними вечерами составляли букеты из ярких, красочных осенних листьев и цветов, которые потом наклеивали на основу. Массовое распространение флористики связано с именем москвички 3. А. Мамонтовой (конец 50-х начало 60- годов 20-го века).
В результате сначала в Москве, а затем в других городах возникли секции флористики. Флористика привлекает и взрослых и детей. Практически все, даже те, кто не умеют рисовать, используя готовые природные формы, могут создать простую, изящную композицию. Фантазия поведет их в удивительную страну, где можно познать радость творчества. Одна из главных задач флористики - показать, как прекрасны самые обычные листья, деревья, растения и какой яркий, вьгоазительный мир образов можно создать из природного материала.
Картины, созданные флористами, соединяют в себе все жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Необычная фактура материалов преображает и изменяет работы.
Занятие : Флористика /«Осенний пейзаж» из листьев/.
1. Уточнение знаний об осенних явлениях.
2. Закрепление знаний о перспективе: линия горизонта, ближний план, дальний план. Деревья ближнего плана необходимо изображать крупными, а дальнего плана - мелкими.
3. Продолжать знакомство с различными жанрами живописи : пейзаж.
4. Составление связанного рассказа по картине.
5. Воспитание бережного и гуманного отношения к природе.
Для решения этих задач и проведения занятий по флористике необходимо создать условия и собрать природный материал. В группе выделен определенный уголок для хранения природных материалов : шишек, желудей, коры, семян. Все это содержится в картонных коробках, подписанных печатными буквами, т. к. дети умеют читать. Весь природный материал мы собираем с детьми на прогулке или во время прогулок детей с родителями.
Во время прогулок с детьми на участке или экскурсии в парк я учила их замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.
На прогулке мы брали коробочки для сбора плодов и пакеты для сбора листьев. Всегда напоминала детям, что можно собирать лишь опавшие листья, а с деревьев рвать листья нельзя. Дети подготовительной группы учились устанавливать связи и отношения: почему нельзя ломать ветки, обрывать листья, рвать кору с деревьев, чем это грозит для деревьев, как должен вести себя человек в экосистеме, почему необходимо беречь природу.
Проводились игры:
1. «Сбор материала». (Приемный пункт - семена, листья. Охрана природы).
2. «С какого дерева листочек?» (Знания названий деревьев).
3. «С чьей ветки детки?» (Знания плодов и деревьев).
4. «Узнай по описанию» (придумывание описательных загадок о деревьях).
5. «Кто больше вспомнит» (Повторение пройденных стихов о деревьях, загадок, пословиц).
Наблюдали с детьми за корой деревьев, сравнивали по цвету, фактуре, рассматривали пробковый слой. Дети с удовольствием выкладывали на песке узоры из листьев, желудей, буквы, слова, загадки, рисовали загадки на песке. Собранные дары осени мы вместе с детьми приносили в группу, мыли, сушили и рассортировывали в коробки. Совместно изготовили гербарий.
В группе подобрана картотека книг по экологии и знакомство с искусством.
Книги по ознакомлению с природой :
1. Бианки: «Синичкин календарь», «У кого дом лучше»;
2. Сладкое: «Медовый дождь»;
3. Акимушкин: «Кто без крыльев летает?»;
4. Чарушин;
5. Топелиус: «Три ржаных колоса»;
6. «Подружись с природой» Популярное пособие для детей и родителей»
7. «100 загадок»;
8. «100 кроссвордов о растениях»;
9. «Уроки Айболита»;
10. «Мир и человек»;
11. «Экологические сказки»;
12. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка».
Книги по искусству:
1. С. Жегалова «Росписи хохломы»;
2. Е. Остеров «Краса ненаглядная»; «Цветы на подносе»;
3. Альбом для раскрашивания «Игры, песенки, загадки».
Дети дошкольного возраста отличаются большей восприимчивостью и впечатлительностью. Произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их; развивают художественный вкус; способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с яркими образными описаниями пробуждают у детей фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
В группе разучиваем с детьми стихи, пословицы, поговорки. Составила вместе с детьми кроссворды, шарады.
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связанной речи. Для облегчения планомерности составления рассказа надо дать ребенку модель. Вместе с детьми составили
МНЕМОТАБЛИЦЫ.
«Полезные листочки». Дети составляют рассказы по таблице о том, как человек
использует растения и деревья в быту, для укрепления здоровья, в пищу.
Вначале дети составляли связанный рассказ по картинке /таблице/. Второй этап - рассказ из личного опыта.
Эти таблицы очень нравятся детям, они с удовольствием составляют по ним рассказы.
«Почему с деревьев опадают листочки». Для составления этой мнемотаблицы мы с
детьми рассматривали листья на прогулке, наблюдали за листопадом. Проводили беседы о деревьях в осенней природе. Прочитали много книг. Составили совместно таблицу об опавших листьях. Дети составляли по ней рассказ.
«Запрещающие таблицы». Красочные таблицы о том, как человек должен вести себя в экосистеме, почему нельзя наносить вред деревьям, природе, чем это грозит для человека и всего живого. Дети вспоминали из личного опыта о том, как они вели себя летом, во время прогулок в парк, лес.
Для обогащения и уточнения знаний о природе, искусстве, жанрах живописи были изготовлены следующие
ИГРЫ:
1. «Какое время года?». Помочь детям уточнить и конкретизировать знания об
изменениях в природе в зависимости от сезона.
2. «С какого дерева листочек?». Знания названий деревьев, их плодов,
3. Д/и «Составь пейзаж». Для закрепления и уточнения знаний перспективы:
1-ый план, даль, линия горизонта; чем дальше предмет, тем меньше он
кажется.
4. «Угадай?». Знание жанров: пейзаж, натюрморт, портрет.
5. «Выложи из соломы». Знакомство со свойствами соломы, выкладывание узоров.
6. «Выложи узор из семян».
ИГРЫ-СМЕКАЛКИ
1. «Что напутал художник?»;
2. «Путешествие колобка»;
3. «Что можно смастерить из этих предметов?»;
4. «Кто спрятался?
Дети имеют возможность пользоваться накопленным материалом в совместной со взрослыми или самостоятельной деятельности, по своему усмотрению. Для занятий для флористике составлены
МНЕМОТАБЛИЦЫ:
1. «Работаем с листочками»;
2. «Работаем с пухом» (по трафарету);
3. «Работаем с соломой» (разные варианты);
4. «Плетем игрушки из соломы» (разные варианты);
5. «Изготовление поделок из семян, бересты»
Эти таблицы красочные, яркие, доступные детям. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о своей работе по ним, составляют рассказы из личного опыта, самостоятельно выполняют работы по желанию.
Огромную помощь в работе с природным материалом оказывают родители. Они радуются успехам детей, с удовольствием в выходные идут гулять в парк с ребенком и в понедельник приходят в группу с яркими, большими букетами из листьев, приносят желуди, шишки, привозят с дачи солому, бересту.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
• Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности для сближения ребенка с родной природой, становления понимания своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли. Дети узнают много нового о родном крае, осознают ответственность и причастность к охране всего живого;
• Коррекционная работа интересна и не надоедает детям, т. к. всегда есть новизна, новый материал (солома, пух, листья, семена);
• Развивается речь, обогащается словарь, повышаются умственные способности, творчество;
• Знания доступны, интересны, увлекательны и любимы детьми;
• Изделия из природного материала требуют от ребенка ловких действий, развивающих мелкую моторику, способствуют в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, что неоспоримо важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.