Ольга Сидякина
Работа педагога ДОУ по взаимодействию с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспитателю. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится и легче, и труднее.
Публикация «Работа педагога ДОУ по взаимодействию с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Легче, если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском саду и дома. А детский сад, в свою очередь, будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Труднее идти по дороге дошкольного детства станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно - образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением. И только совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи даст свои благополучные результаты.
Для совместной работы с родителями наше дошкольное общеобразовательное учреждение опирается на программу Т. Н. Дороновой «Из детства – в отрочество», программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7лет.
Первое направление программы – «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Второе направление – «Развитие» - направлено на:
• развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и нашего дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями цели и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Педагоги нашего ДОУ не только воспитывают ребенка, но и консультируют родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи наш детский сад определяет условия работы с родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог нашего дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умения и навыков родителей. Можно выделить и основные задачи стоящие перед нашим ДОУ в работе с родителями :
1) изучение семей детей и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных взаимодействий на ребенка;
2) привлечение родителей к активному участию деятельности ДОУ;
3) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
4) психолого – педагогическое просвещение родителей в области педагогики и детской психологии с целью повышения педагогического образования;
На основе ряда исследований наш детский сад может выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.
1. Первые контакты между семьями и ДОУ :
• приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждения до поступления в ДОУ;
• посещение сотрудниками семей на дому;
• представление родителям письменной информации об учреждении;
• встреча для выяснения условий посещения ребенка учреждения;
• составление договора
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:
• ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
• неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
• ознакомление родителей с письменным материалом об их детях;
• рекомендации посетить врача и т. п. ;
• посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организатора; они могут помочь в разработке содержания игротеки и учебной деятельности.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсий, спортивных, театральных и развлекательных мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятиях решений по обучению и воспитанию своего ребенка; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей «Молодая семья».
8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов, в поисках выхода из кризисных ситуаций.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а так же пути достижения намеченных результатов.
Так для привлечения родителей к деятельности нашего ДОУ разработана специальная система, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в детском саду;
третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритетов общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно - деятельностный подход.
Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему в нашем детском саду на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей.
Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлению деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей. Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательными событиями в жизни детей и их родителей, создание библиотеки.
Форма досуга – подготовка, проведения и обсуждения спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.
Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждения ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования.
Наглядные формы: библиотеки и папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей.
Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности педагогов детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей. Для создания оптимальных отношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.
Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением развивать в нем положительные личностные качества.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование и воспитание ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи – стратегическая линия современного дошкольного образования.
Чтобы укрепить сотрудничество дошкольного учреждения и семьи педагоги нашего детского сада разнообразят формы и методы взаимодействия с семьей : организуют встречи, презентации дошкольного учреждения, проводят интервью, групповые и общие родительские собрания, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, индивидуальные и групповые консультации, лекции, дискуссии, опросы, беседы с членами семьи, запись опросов родителей, анкетирование, практикумы, разрабатывают памятки, уголки для родителей, проводят семинары для родителей по обмену опытом воспитания, педагогические советы с участием членов родительского комитета, приобщают к чтению психолого-педагогической литературы.
Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги нашего ДОУ раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической и психологической литературы, а также с помощью художественных средств: литературы, живописи, кино и телевидения. В конце учебного года подводятся итоги по удовлетворенности запросов родителей и работы ДОУ с помощью разработанного мониторинга.
Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с ДОУ. Воспитатели, психологи, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга и помочь друг другу почувствовать себя равноправными партнерами в воспитании и обучении дошкольников.