Елена Барилова
Рабочая программа психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обязательное психологическое сопровождение рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольника физических, интеллектуальных и личностных качеств. Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А. Н. Леонтьев определял с точки зрения 2непреходящих приобретений», а именно формирования таких психических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь путь ее дальнейшего развития. А. В. Запорожец выделял ценные человеческие качества, формируемые у дошкольника, которые должны войт в «золотой фонд зрелой человеческой личности» : наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям и т. п. Тот факт, что в качестве планируемых и итоговых результатов освоения про8граммы, согласно ФГТ, выступают интегративные качества, показывает, что в современное дошкольное образование ориентируется на возрастные ценности как обусловленные спецификой возрастного развития личностные проявления ребенка.
Публикация «Рабочая программа психолога ДОУ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте. Под качеством понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненно важных задач, адекватных его возрасту. Таким образом с одной стороны, подчеркивается уникальная роль дошкольного детства в общем цикле психического развития, с другой стороны, федеральные государственные требования, создают основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А. В. Запорожец определил в свое время: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Целевым центром дошкольного образования становиться ребенок, а образование рассматривается как развивающая и развивающаяся система. Развитие ребенка рассматривается не как побочный результат работы воспитателя по формированию у воспитанников знаний, умений и навыков, а как точка приложения всех ресурсов дошкольного образования.
Глобальной идеей современных изменений дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствии практически дошкольного образования с теми спецфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В работе Л. А. Венгера психологизация рассматривалась как участие психолога в воспитательном процессе, направленное:
• На психологическое просвещение персонала, передачу знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с ребенком и детей между собой принципах организации детских групп на основе изучения конкретных особенностей детей детского сада;
• Гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение, программы на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
• Адаптацию ребенка в детском саду;
• Организацию разновозрастного общения;
Т. И. Чиркова рассматривала психологическое обеспечение процесса обучения дошкольников как центральное направление деятельности психологической службы в ДОУ. По мнению Г. А. Широковой, практический психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основываясь на специфических особенностях учреждения, в котором работает : особяностям программы, контингента и родителей, профессиональных и личностных особенностях членов педагогического коллектива. Приоритетными направлениями работами для всех психологов образования являются участие в создании эмоционального комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей. И. А. Бурлакова и Е. К. Ягловская высказывают мысль, о том, что психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого- педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также создание условий для психического развития и становления личности каждого ребенка. Необходимой и важной составляющей психологизации образовательного процесса признается повышения психологической культуры воспитателя. Следует признать, что на сегодняшний день идея психологизации не нашла в практике деятельности ДОУ своего повсеместного и действенного воплощения. В данной рабочей программе педагога – психолога представлена технологизация психологизации образовательного процесса в ДОУ разработанная в соответствии с ФГТ. Психологизация это процесс интеграции психологических знаний в образовании на всех его уровнях:
• На уровне сознания субъектов образования;
• На уровне проектирования, создания и использования образовательной среды;
• На уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.
• Психологизация предполагает, что психологические знания выступают средством решения широкого круга обучающихся, воспитательных, развивающихся и коррекционных задач. Направления психологизации определяется на базовые составляющие образовательного процесса, предполагая ответы на следующие вопросы:
• кто является субъектами образовательного процесса: ребенок, имеющий образовательные потребности, воспитатель, действующий под влиянием профессиональных установок; родитель, формирующий запрос на образовательные услуги с ориентацией на свои образовательные ожидания;
• что развивается у субъектов образовательного процесса: ценностная, когнитивная, практико – деятельностная сфера;
• зачем ребенок осваивает образовательные области, то есть каков их образовательныйресурс в отношении формирования интегративных качеств;
• как строися образовательный процесс, обеспечивается отбор форм и методов конструирования реализации индивидуализированных образовательных траекторий.
Выделяют несколько основных принципов психологизации дошкольного образования.
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знании, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов. Развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка – дошкольника (А. А. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Подьяков, Д. Б Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия понимания, воспроизведения действительности, свойственному дошкольникам.
2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого – педагогические основания для личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
3. Открытость системы дошкольного образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящий по мнению Н. А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы, а именно : игра и родственные ей виды деятельности продуктивная, познавательно – исследовательская деятельность и коммуникативная практика, что противостоит традиционному разделению «игра учебные занятия». Освоения детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта творческого субъекта исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразования дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным является сохранение субкультуры детства.
Центральной идеей при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А. В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В. Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов, «и в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта – ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка – дошкольника.
После реализации принципов психологизации выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования.