Галина Пичугина
Рабочая программа по спецкурсу «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
Спецкурс «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям»» по математике и русскому языку в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». При разработке программы спецкурса учитывалась программа по данным предметам, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Публикация «Рабочая программа по спецкурсу „Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям“» размещена в разделах
Цели и задачи обучения:
Основная цель спецкурса :
создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и русскому языку;
развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.
Для достижения перечисленных целей необходимо решение следующих
задач
формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся;
формирование собственного стиля мышления;
развитие у обучающихся логических способностей;
привитие интереса к изучению предметов;
расширение и углубление знаний по предметам;
выявление одаренных детей;
формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения
Общая характеристика спецкурса
Программа специального курса «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» по математике и русскому языку для обучающихся 5-х классов направлена на расширение и углубление знаний по предметам. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики и русского языка 5 класса. Программа данного спецкурса позволяет показать учащимся, насколько интересны и необычны задания по математике, как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения выполнять и более трудные и разнообразные задания.
Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным конкурсам. Особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной сложности.
Актуальность выбора спецкурса.
Спецкурс «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» выбран неслучайно.
Во-первых, выбран по желанию детей и родителей, согласно написанных ими заявлений.
Во-вторых, такие занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой. В этом смысле, олимпиады являются для учащихся как раз той выраженной в баллах оценкой своего развития. Кроме того, ребята получают возможность сравнить себя и свои достижения со сверстниками из других школ, городов и даже стран. Особенно интересны в этом отношении Всероссийский математический конкурс «Кенгуру», межпредметный конкурс «ПОНИ», «Ломоносовские турниры», различные Всероссийские олимпиады «Олимпус» и «Альбус», конкурс «Русский медвежонок». А участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников позволяет раскрыть потенциал каждого школьника.
Место спецкурса в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа» на изучение спецкурса «Подготовка к творческим конкурсам и состязаниям» в 5 классах отводится 51 час из расчета 1,5 ч в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 51 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Изучение спецкурса направлено на достижение следующих результатов
в направлении личностного развития:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
• продолжить формирования умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитания качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к данным предметам
• потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• стремление к речевому самосовершествованию;
• формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике и русском языке как части общечеловеческой культуры, о значимости их в развитии цивилизации и современного общества;
• умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
• умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
• развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умения понимать и использовать наглядность (чертежи, схемы);
• умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач
• способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
• коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения
в предметном направлении:
• овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
• умения работать с различными источниками информации, с текстом (структурирование, извлечение информации, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• владения базовым понятийным аппаратом;
• представление о русском языке как языке русского народа;
• понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования.
Особенности построения спецкурса.
Характеристика обучающихся
Спецкурс посещают обучающиеся 5-а и 5-б классов, которые имеют разные уровни развития, разные уровни подготовки по математике и русскому языку за курс начальной школы. Среди обучающихся есть ребята, проявляющие активность на занятиях, умеющие анализировать и делать выводы, выстраивать алгоритм выполнения заданий с помощью учителя, работать со словарями и другими источниками информации. Умеют работать в группах и индивидуально, принимать точку зрения одноклассников или отстаивать свою.
Характеристика учебного процесса
Образовательные и воспитательные задачи спецкурса решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит технология деятельностного обучения, используются элементы технологии проблемного обучения,технология развития критического мышления, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Основные виды деятельности обучающихся:
• Выполнение нестандартных заданий;
• участие в олимпиадах: дистанционные олимпиады «Олимпус» «Альбус», международной игре «Кенгуру», «Русский медвежонок», межпредметный турнир «ПОНИ» и др. ;
• знакомство и работа с научно-популярной литературой, со словарями;
• проектная деятельность
• самостоятельная работа;
• работа в парах, в группах;
• творческие работы
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения содержания предлагаемого спецкурса предполагается у обучающихся формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: В процессе выполнения заданий у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т. д., умение обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при этом предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Выполняя задания, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с их содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Регулятивные: В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные: в процессе изучения тем формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Тематическое планирование.
1,5 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 51 час в год.
№
Темы раздела Количество часов по разделам
1. Занимательная математика 6
2. Логические задачи 16
3. Знакомство с геометрией 10
4. Культура речи 2
5. Фонетика 2
6. Лексика 4
7. Занимательная грамматика 6
8. Фразеология 3
9. Итоговая работа 2
Итого: 51
Контроль ожидаемых результатов.
Итогом деятельности обучающихся могут служить результаты олимпиад и различных конкурсов, в которых они принимали участие.