Светлана Щеголькова
Рабочая программа дополнительного образования по присмотру и уходу за детьми «Группа продлённого дня»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игровая деятельность детей в дошкольном возрасте, это сложный психофизиологический процесс. В данной деятельности принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речевая, слуховая, эмоциональная и игровая.
Игра начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания форм и методов игры. На этой основе происходит соотнесение игровых действий с соответствующими формами и осуществляется воспроизведение игрового образа и действия. Вследствие соотнесения игровой формы с её значением осуществляется понимание действий.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по присмотру и уходу за детьми „Группа продлённого дня“» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Данная программа, является углубленной, так как обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в игровой деятельности.
Научиться играть, согласно определённым правилам, а так же самостоятельно вести игру, не так-то просто. Знать правила и следовать им, это ещё не всё. Игровая деятельность, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение играть. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни, так как играючи – мы учимся.
Главная задача работы группы продлённого дня направленна на содействие всестороннему развитию детей, их ранней социализации, позволяющей обеспечить в ближайшем будущем успешную адаптацию к взрослой жизни за пределами детского сада.
Игровая деятельность предполагает научить детей играть на уровне возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
В то же время проводится и целенаправленная работа по – вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;
Одновременно игровая деятельность выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения игрой на первые годы дошкольной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения игровой деятельности с детьми разного возраста, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.
Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, игры с разным возрастом и контингентов детей, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, игры и задач возрастного психического развития ребенка.
Актуальность данной программы заключается в том, что в развитии детей разного дошкольного возраста, посещающих группу, соединяются преимущества воспитания в организованном детском коллективе; родители при отсутствии специальных знаний не всегда готовы самостоятельно заниматься развитием и обучением ребенка, кроме того, возможности социализации разновозрастных детей очень ограниченны, особенно при отсутствии нескольких детей в семье. У детей младшего дошкольного возраста появляется насущная потребность взаимодействовать со сверстниками и старшими дошкольниками. Опираясь на эту потребность ребенка, необходимо создать ему условия для общения с другими детьми. Возможность приходить в группу продлённого дня на непродолжительное время, заниматься под руководством квалифицированных педагогов, общаться с детьми старше и младше себя, предоставляется очень привлекательным и плодотворным.
Основными задачами преподавателя данного курса является не только игровая деятельность с дошкольниками, но и предупреждение правил поведения детьми разного возраста.
Целью данной программы
1. Создать условия для развития коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
2. Способствовать социальному, речевому, интеллектуально-познавательному, физическому, художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с требованиями программы;
3. Подготовить дошкольников к условиям жизни детского коллектива, создавать положительную мотивацию к посещению детского сада;
4. Помочь родителям осознать самоценность и особую значимость общения детей разного возраста, дошкольного детства;
5. Оказать теоретическую и практическую помощь родителям в выборе оптимальных путей, средств и методов воспитания ребёнкаа;
6. Создание позитивного микросоциума (объединение, общение, взаимодействие заинтересованных людей) через привлечение родителей и специалистов к совместной целенаправленной деятельности;
7. Помощь родителям в организации личного времени и занятости.
Задачи работы группы определены программами и соответствуют возрастным особенностям детей и условиям их продлё нного пребывания в детском саду:
1. Укрепление и сохранение здоровья детей, развитие основных движений;
2. Развитие основных видов детской деятельности (игра, изобразительная деятельность, физическое развитие, развивающие игры.)
3. Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;
4. Усвоение способов использования различных предметов, сенсорное развитие;
5. Развитие познавательных и психических процессов.
6. Развитие интеллектуальной сферы.
7. Развитие эмоциональной сферы.
8. Воспитывать желать познавать новое.
Новизна программы, её отличительные особенности
Уровень программы по степени новизны : в комбинации элементов известных методик; усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; постановке и решении новых педагогических задач; использовании авторских разработок и регионального компонента.
Программа группы продлённого дня дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач. Сотрудничество педагогов и родителей, родители участвуют в деятельности детского сада, принцип личностно-ориентированного подхода позволяет строить работу исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Организационные условия реализации программы :
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как детский коллектив, понять различия и особенности детей разного возраста.
В процессе освоения программы, в первый год обучения, используются специальные игры, подготавливающие детей к адаптации в детском разновозрастном коллективе. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится друг с другом.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза игровой деятельности.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение играть, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от элементарной игровой деятельности к овладению новыми видами игры, развития самостоятельности и сплочённости в детском коллективе.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический и игровой материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения и воспитания.
Совершенствование навыков игры, формирование смыслового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр с детьми разного возраста поддерживается стойкий интерес к игровой деятельности и желание узнавать новое.