Лучший педагог года

Рабочая программа факультативного курса «Волшебный мир предков» (подготовительная группа)

Ольга Белослудцева
Рабочая программа факультативного курса «Волшебный мир предков» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3 «Улыбка», п. Кез

Рабочая программа

факультативного курса «Волшебный мир предков»

Выполнила:

Белослудцева Ольга Валериевна,

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с №3 «Улыбка»

п. Кез, 2014г.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа факультативного курса „Волшебный мир предков“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине. Как же зажечь в ребёнке любовь к родине, воспитать уважение к нашему прошлому, зародить гордость за наших предков и вселить уверенность в будущее каждого ребёнка? Вот задачи, которые решаются в процессе реализации рабочей программы «Волшебный мир предков».

Рабочая программа «Волшебный мир предков» — это обобщённый опыт работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе факультативных занятий. Данная работа была успешно введена в нашем дошкольном образовательном учреждении старшим воспитателем Пономарёвой Н. А., с 2003-2004 уч. года продолжена и переработана мной (Белослудцевой О. В.) в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Где же можно потрогать, ощутить старину. Конечно, в музее. Пусть в нашем детском саду нет возможности организовать большой музей с огромным количеством экспонатов, но всё же, маленький уголок старины у нас имеется, который мы называем этнографической комнатой. Мир старинных вещей – особый мир. Каждый предмет несёт в себе историю. Ведь это не просто вещи, это плоды творчества, воплощение идеи, поиск, тепло рук человеческих, энергетика.

Главной целью программы «Волшебный мир предков» является:

Содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Удмуртии.

Вся работа состоит из 7 тематических блоков, в каждом из них по 3-5 занятий. Эти структурные деления условны, так как выступают в неразрывной связи.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, как в этнографической комнате, так и в группе. Количество занятий в год – 26.

Ресурсное обеспечение:

• Информационные (научно-познавательная литература по данной теме);

• Материальные (мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия, фото- и видео - материалы);

• Экспонаты мини-музея ЦРР;

• Экспонаты районного краеведческого музея.

Перспективное планирование факультативного курса «Волшебный мир предков»

БЛОК №1

Октябрь: «Музей это…»

• В гостях у хранительницы истории.

• О музеях мира.

• История вещей. – 2 занятия

Задачи занятий по блоку:

- Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;

- Знакомство с профессией музейного хранителя;

- Познакомить с видами музеев;

- Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;

- Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».

БЛОК №2

Ноябрь: «Назад в прошлое»

• Жилище удмуртов.

Быт и род занятий удмуртов.

• Воспитание в семье.

• Сохранение традиций и культуры.

Задачи занятий по блоку:

-Дать представление о традиционной семье удмуртов, как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.

-Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства обычаями и укладом удмуртской семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.

-Познакомить детей со старинными бытовыми предметами удмуртского быта, выполненными членами семьи.

-Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.

-Отметить роль природы в жизни традиционной удмуртской семьи.

-Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к обычаям и традициям своей семьи, старшим в семье.

БЛОК №3

Декабрь: «Народные игры удмуртов»

• Сказки и мифы удмуртов.

• Народные игры удмуртов.

Задачи занятий по блоку:

-Дать представление об истории возникновения и значении игрушек;

-Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы;

-Познакомить с подвижными играми удмуртов;

-Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории народного края и его народностям.

БЛОК № 4

Январь: «Древние ремесла удмуртов»

• Народные ремёсла удмуртов

• Удмуртский народный орнамент, его элементы.

• Удмуртский народный костюм.

• Растения – красители

Задачи занятий по блоку:

-Развивать интерес к родному краю, его истории и ремеслам.

-Познакомить с удмуртским народным орнаментом.

-Познакомить с удмуртским национальным костюмом, его элементами, цветовой гаммой.

-Познакомить с местными растениями, которые использовались, как красители.

-Воспитывать уважительное отношение к труду

БЛОК № 5

Февраль: «Природа Удмуртии»

• В зелёном царстве родного края.

• Животный мир родного края.

• Водоёмы. Речки, реки.

• Красная книга Удмуртии.

Задачи занятий по блоку:

-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

-Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира;

-Передать детям знания о лесных обитателях удмуртских лесов.

-Учить детей видеть красоту природы водоёма, рассказать о значении реки в жизни человека;

-Познакомить с Красной книгой Удмуртии.

БЛОК №6

Март: «История моего посёлка»

• История возникновения посёлка

• Строительство железной дороги.

• Возникновение и строительство первых домов и улиц.

• Современный Кез.

Задачи занятий по блоку:

-Познакомить детей с историей возникновения посёлка;

-Показать значение строительства железной дороги для развития посёлка;

-Рассказать, как возникли первые дома и улицы;

-Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к посёлку, в котором они родились и живут.

БЛОК №7

Апрель: «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей»

• Мы живем в России.

• Государственная символика России, Удмуртии.

• Города Удмуртии.

• Многонациональная Удмуртия.

Задачи занятий по блоку:

-Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;

-Закрепить знание государственных символов России, Удмуртии, посёлка, в котором живем;

-Дать детям знания о появлении и развитии городов;

-Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.

Каждый блок включает самые разнообразные формы и способы передачи материала детям – беседы и викторины, экскурсии и целевые прогулки, праздники и развлечения. В работе широко используются средства удмуртской национальной культуры.

Одной из форм проведения занятий является введение образа – представителя культуры и носителя традиций – в виде героев литературных, фольклорных произведений. Первый образ, с которым знакомятся дети – это пожилая удмуртка – Пересь Нэнэй. Сюрприз появления бабушки позволяет вызывать интерес к человеку, который по одежде, манерам общения является представителем удмуртской национальной культуры. Она приходит на занятия, рассказывает детям о посуде, которой пользовались и из чего они её делали. Вместе с героем удмуртских сказок Лопшо Педунь отправляются на поиски приключений. Он знакомит ребят с народными играми. Ребята с удовольствием играют в эти игры в свободное время, на прогулках.

Наглядность играет значительную роль на занятиях по краеведению. Ребята с большим интересом рассматривают книги, альбомы с фотографиями, связанные с удмуртской культурой. Возникает необходимость помочь детям в составлении орнамента, тогда я выполняю заранее заготовки, вырезаю из бумаги контур женского костюма с обозначенным головным убором. Дети раскрашивают костюм и стараются правильно составить на нем узор. Ребята с удовольствием выполняют подобного рода занятия.

Ребята пробуют себя в роли экскурсовода. Опираясь на практическое общение детей в специально созданных проблемных ситуациях. Дети развивают коммуникативные навыки, проявляют способности и коммуникативные качества в игре. Для ребят быть экскурсоводом очень важно. Они становятся более уверенными в себе. Экскурсии позволяют раскрываться в поведенческом, интеллектуальном, эмоциональном плане. Особое внимание уделяется качествам, которыми должен обладать экскурсовод, чтобы заинтересовать посетителей музея: приветливость, вежливость, внимательность, тактичность, отзывчивость.

К концу года обучения ребенок должен знать и уметь:

• Свободно ориентируются на карте УР;

• Узнают герб и флаг Ур и РФ, знают значение цветовой гаммы и символических знаков на гербе и флаге;

• Знают животный и растительный мир Удмуртии;

• Знают имена своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек;

• Играют в удмуртские национальные игры;

• Знают элементы удмуртской национальной одежды;

• Знают народные традиционные праздники удмуртов;

• Используют в своих рисунках мотивы удмуртского орнамента;

• Знают знаменитых людей народа;

• Знают и называют предметы старины.

Список литературы:

• Андреева Т. С. «Навеки с Россией», Удмуртия, 2008г.

• Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. «Этнография удмуртов» Ижевск., 1991г. ;

• Волкова Л. А. «Наши предки-хлеборобы», Ижевск, 1999г. ;

• Иванова М. Г. «Истоки удмуртского народа», Ижевск, 1998г. ;

• Ковалева В. А. «Воспитывая маленького гражданина», Москва, 2003г. ;

• Никитина Г. А., «Народная педагогика удмуртов», Ижевск, 1997г. ;

• Николаева Е. А., «Друг другу с добром», Ижевск, 2004 г. ;

• Христолюбова Л. С. «Калык сямъесты чакласа», Ижевск, 1995г.

• Шургин И. В., Шкляев В. В., «Мы строим дом», Ижевск, 1993г.

Публикации по теме:

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

Автор публикации:
Рабочая программа факультативного курса «Волшебный мир предков» (подготовительная группа)
Опубликовано: 26 октября 2014 в 19:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа факультативного курса «Волшебный мир предков» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белослудцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД