Мария Смирнова
Рабочая программа
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы
1. Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи реализации рабочей Программы (далее - Программа)
3
3. Основополагающие принципы Программы 4
4. Целевые ориентиры освоения Программы 4
5. Нормативно-правовая основа Программы 5
6. Возрастные особенностей развития детей 3-4 года. 6
7. Организация режима пребывания детей в группе 7
8. Воспитательно-образовательный процесс 9
9. Система физкультурно - оздоровительной работы
11
10. Содержание психолого-педагогической работы
12
11. Образовательные области:
-«Социально-коммуникативное развитие»
-«Познавательное развитие»
-«Речевое развитие»
-«Художественно-эстетическое развитие»
-«Физическое развитие» 12-27
12
16
20
22
27
12. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики и их образовательных потребностей и потребностей 29
13. Развитие игровой деятельности 34
14. Региональный компонент 36
15. Система мониторинга достижения планируемых результатов 38
16. Работа с родителями
39
17. Культурно досуговая – деятельность
40
18. Список использованной литературы
42
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» (далее-МДОУ «ДС №8») г. Благодарного, в соответствии с Федеральным государственным стандартом к структуреосновной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - для детей младшего дошкольного возраста (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы (с 3 до 4 лет) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детстваформирование общей культуры;
-всестороннее развитие психических, физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья;
-формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
• Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
• Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
• Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
• Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
• Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
• Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
• Самостоятельная деятельность детей.
• Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
3. ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
• 1. Создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
• 2. Способствовать укреплению здоровья.
• 3. Создать условия для психологического благополучия, физической готовности, здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий и проектного метода обучения.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Срок реализации Программы – 1 год (2018 -2019 учебный год)
Ожидаемые результаты Программы:
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
4. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ОБЩИЕ ПО ФГОС)
1. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
2. Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
4. Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои достижения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
6. Ребенок способен к волевым условиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры освоения Программы применительно вовторой младшей группе
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах деятельности;
ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем)
5. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки РФ (Далее-Минобрнауки РФ)от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2013 года (ФГОС);
• Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. №2562, вступил в силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. N 300.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8»
Рабочая учебная программа второй младшей группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 3-ДО 4 ЛЕТ).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ
Режим дня составлен с расчетом на 10-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Режим может быть скорректирован с учетом времени года, длительности светового дня и т. п. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т. д.).
В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 3-4 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется 10-15 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор—слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
Режим дня для детей 3-4 лет (2 младшая группа)
(холодный период)
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.00-07.30
В дошкольном учреждении
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 07.30-08.20
Подготовка к завтраку, завтрак 08.20-08.50
Самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям 08.50-09.00
Организованная образовательная деятельность 09.00-09.40
Подготовка к прогулке 09.40-10.00
Прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.00-12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.00-12.20
Обед 12.20-12.50
Подготовка ко сну. Дневной сон 12.50-15.00
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, 15.00-15.25
Полдник 15.25-15.50
Игры, самостоятельная деятельность 15.50-16.35
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры. 16.35 -17.30
Уход детей домой 17.30
Режим дня для детей 3-4 лет (2 младшая группа)
(теплый период)
Мероприятия Время проведения
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30-07.30
В дошкольном упреждении
На улице: прием детей, игры, утренняя гимнастика 07.00-08.20
Подготовка к завтраку, завтрак 08.20-08.50
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 08.55-09.35
Прогулка. Занятия, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. 09.35-11.35
Возвращение с прогулки, водные процедуры 11.35-12.00
Подготовка к обеду, обед 12.20-12.50
Подготовка ко сну. Дневной сон 12.40-15.00
Постепенный подъем, бодрящая гимнастика, полдник 15.25-15.50
Самостоятельная деятельность, игры. Чтение художественной литературы 15.35-16.45
Подготовка к ужину, ужин 16.45-17.00
Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 16.35-17.00
Прогулка 17.00-17.30
Уход детей домой 17.00-17.30
Дома
Прогулка с детьми, возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 17.30-20.30
Ночной сон 20.30-06.30
8. ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей во2-ой младшей группе: с 7:30 до 17:30. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 3-4 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:
• Социально- коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Методики проведения организованной образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
1. Организованно образовательная деятельность.
Специально организованная образовательная деятельность педагога с детьми.
2. Совместная деятельность.
Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
3. Самостоятельная деятельность дошкольников.
Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной еще деятельности по интересам и желанию детей.
Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены (п. 2.12.11).
Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.3049-13 (не более 10 ООД в неделю по 15 минут с детьми 3-4 лет).
Во все виды ООД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением и без него.
ООД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю. 2 ООД в группе, 1 ООД игровые упражнения. ООД по музыке проводятся музыкальным руководителем.
В летний период ООД не проводятся.
По действующему СанПиНу для детей 3-4 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (мониторинг входной сентябрь, январь и мая (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Базовая часть
(инвариативная) В неделю В месяц В год Примечания
Познавательно – исследовательская деятельность (формирование целостной картины мира).
1
4
36
Организация жизнедеятельности детей строится по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
Познавательно – исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений). 1 4 36
Коммуникативная деятельность (чтение худ. литературы / развитие речи) 1 4 36
Изобразительная деятельность
Рисование
Лепка/аппликация
1
0,5/0,5
4
2
6
18
Физическая культура 3 12 11
Музыка 2 8 72
Общее количество 10 40 209
Дни недели ООД
Понедельник 9:00 – 9:15
Музыка
9:25 – 9:40
Познавательно – исследовательская деятельность
(формирование целостной картины мира).
Вторник 9:00 – 9:15
Познавательно – исследовательская деятельность
(формирование элементарных математических представлений).
9:25 – 9:40
Физическая культура
Среда 9:00 – 9:15
Музыка
9:25 – 9:40
Коммуникативная деятельность
(чтение худ. литературы / развитие речи)
Четверг 9:00 – 9:15
Изобразительная деятельность
(лепка/аппликация)
9:25 – 9:40
Физическая культура
Пятница 9:00 – 9:15
Изобразительная деятельность
(рисование)
9:25 – 9:40
Физическая культура (на улице)