Наталья Королёва
Психологический практикум «Семья — это счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический практикум «Семья - это счастье»
Цель: развитие гармоничных детско-родительских отношений.
Задачи:
-способствовать установлению дружеской атмосферы в группе;
-снять эмоциональное напряжение участников.
Участники: родители средней и старшей группы
Публикация «Психологический практикум „Семья — это счастье“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Материал и оборудование: музыкальная колонка, флешка с песнями, листы с изображением семьи аиста по количеству участников, цветные карандаши, ленточки, пары кружек по количеству участников, лист с изображением аиста с младенцем.
План.
1. Упражнение «Знакомство»
2. Упражнение «Закончи предложение»
3. Упражнение «Аист, который приносит счастье»
4. Упражнение «Я люблю своего ребёнка»
5. Упражнение «Поменяйтесь местами»
6. Притча «Всё в твоих руках»
7. Упражнение «Снимаю запрет»
8. Игра «Близнецы»
9. Упражнение «Раскрась пары кружек»
10. Упражнение «Мечты сбываются»
Ход мероприятия:
Упражнение «Знакомство»
Я предлагаю, передавая по кругу игрушку, назвать имя и рассказать о своём настроении.
Упражнение «Закончи предложение»
Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребёнка –.
2. Если бы мой ребёнок был звуком, он звучал бы, как.
3. Больше всего мне в моём ребёнке нравится.
4. Мой ребёнок заставляет меня смеяться, когда.
Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным.
Упражнение «Аист, который приносит счастье»
Перед началом занятия прикрепляется к доске рисунок с изображением аиста, который несёт в клюве младенца. (Аист это воплощение надежды и мечты, исполняет желания). Каждый участник получает лист с изображением семьи аиста, на котором ему предлагается написать свои ожидания от занятия. Напишите, какие практические знания желаете получить для решения проблем в семье.
Упражнение «Я люблю своего ребёнка»
А сейчас закройте глаза, представьте своего ребё нка и решите для себя:
«Я буду любить своего ребёнка, даже если он не лучший и звёзд с неба не срывает.
Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд.
Я буду любить его, какой бы он не был, как бы ни поступил.
Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю его, даже если его поведение должно быть лучше.
Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».
Откройте глаза. Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Итог: любовь к ребёнку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Все, кто сталкивался в своём опыте с подобным, либо согласен с данным
утверждением, должны встать и поменяться местами».
- Встаньте и поменяйтесь местами те,
-… кто читает детям перед сном,
- …кто любит путешествовать вместе с детьми,
- …кто занимается со своими детьми больше часа ежедневно,
- …кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребёнка,
-…кто частенько поддается на манипуляции ребёнка
-…кто просит прощения у своего ребёнка
Встаньте те, у кого в семье один ребёнок.
Встаньте те, у кого в семье двое детей.
Встаньте те, у кого в семье более двух детей.
Похлопайте в ладоши те, у кого хорошие отношения с детьми.
Скажите «Вау!» те, кто проводит выходные дни с детьми.
Поднимите руки над головой те, кто любит своих детей.
Потопайте ногами те, кто часто общается с ребёнком.
Скажите «Окей!» (жест большого пальца) те, кто хочет видеть своих детей счастливыми.
Притча «Всё в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её раздавлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».
И то, какими вырастут наши дети – всё в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов.
Упражнение «Снимаю запрет»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга.
Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребёнку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т. д.
Варианты: не крутись, не трогай.
После того как выскажутся все участники, сидящему, предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например, можно сказать: «Не кричи — говори спокойно!».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребё нка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения, какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребёнка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Итоги: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в том или ином случае.
Игра «Близнецы»
Группа разбивается по парам. Партнёры в парах становятся боком друг к другу так, что их 6едра соприкасаются, а лица повернуты в одну и ту же сторону. Рука (со стороны партнера) обхватывает близнеца" через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых на пол стульев. Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий! При этом один из участников работает правой, другой - левой рукой, а "свободные" руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.
Упражнение «Раскрась пары кружек»
Участникам раздают рисунки кружек. Необходимо найти свою пару. И раскрасить пары кружек, так чтобы они были одинаковые.
Упражнение «Мечты сбываются»
Уважаемые родители, обратите внимание на свои листы с изображением семьи аиста, с которыми вы работали в начале занятия. Расскажите, насколько оправдались ваши ожидания.
Аист несёт в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. А ещё, мысли могут материализоваться. Главное верить в свою мечту!
Предлагаю вам написать на листах с изображением Семьи Аиста пожелания себе или своей семье. И приложить свой лист к изображению Аиста с младенцем. Наш Аист необыкновенный, может исполнять желания. Аист приносит в дом счастье. Попросите у него, чтобы ваши желания сбылись. И они обязательно сбудутся, верьте!