Светлана Шмойлова
Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система претерпевает ряд глобальных изменений. Пересмотру подвергается не только структура, но и содержание, методология. На первый план выходят новые образовательные приоритеты - развитие личности ребенка, создание условий для его самостоятельности и творчества. Главное отличие от традиционной педагогики - не просто знания, а мировоззрение, собственная точка зрения и умение применять на практике полученную информацию.
Как уже было выше отмечено, одним из центральных звеньев образования является творчество учащихся. И в этой связи характер становится деятельностно ориентированным, в котором особую роль играю проекты.
Публикация «Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Наряду с традиционным содержанием обучения, знаниевый подход, оценочная система результатов работы, четкая структура урочной деятельности, сейчас необходимо использовать и другие способы, для достижения современных педагогических задач. Как раз проектная деятельность и является одной из таких форм. С помощью проекта мы можем сформировать компетентность в решении проблем, социальную самостоятельность, активную позицию.
Фундаментом проективного метода является когнитивное развитие ребенка, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно структурировать свои знания, развивать критичность мышления.
На первом этапе проектного обучения дети самодисциплинируются, выполняя работу по заданному алгоритму, а затем учась самостоятельно прописывать план своих действий, изучения темы.
Проектная деятельность имеет ряд педагогические преимуществ:
• сотрудничество, взаимодействие со своими сверстниками для решения поставленной задачи;
• учит способу проектирования через специально разработанные задания;
• помогает применять ранее полученный опыт и знания на практике.
Проектная деятельность требует от педагога этапности обучения, создания специальных условий для мотивирования младших школьников и расширения кругозора, самообразования в процессе практического применения знаний. Учитель должен быть компетентным, уметь дать четкий анализ результатов выполненного проекта, стимулирует активность учащихся.
Перед проведением работы необходимо четко выстроить логическую схему: задачи, методы, результат.
При проведении работы по различным проектам можно выделить следующие этапы:
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка целей и задач.
3. Планирование проектной деятельности
определение источников информации;
определение способов сбора и анализа информации;
итоговый продукт (форма представления результатов);
выработку критериев оценки результатов работы;
распределение обязанностей среди членов команды.
4. Реализация проекта.
5. Оценка и самооценка проекта.
6. Презентация.
Результативность проектной деятельности зависит от соблюдения и строгой придержанности структурным компонентам проекта. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
• распределение ролей;
• четкость целей;
• согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
• выработки единой системы ценностей;
• формирование умения выходить из конфликтной ситуации;
• воспитание поддержки и взаимного доверия;
• разработка подходящей методики работы;
• обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
• регулярный отчет о проделанной работе;
• ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
• развитие навыков общения.
В педагогической практике различают несколько видов проектов.
Таблица 1.
Виды проектной деятельности
Проекты по продолжительности
мини – проекты
(урок) краткосрочные
(4 - 6 уроков) недельные
(30 - 40 часов)
Проекты по комплексности (проектно – содержательной области)
моно – проекты
(в рамках одного (предмета) межпредметные
(в различных областях знаний)
Проекты по ведущей деятельности
исследовательский
игровые информационные, ориентированные на практику творческие
Еще одним важным этапом работы с проектом - это определение формы продукта проектной деятельности и его представления. Набор форм презентаций весьма ограничен, поэтому здесь требуется творческий подход, с учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, организационных (таблица 2).
Таблица 2.
Оформление результатов проекта
Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов
web-сайт; анализ данных социологического опроса; сравнительно-сопоставительный анализ; атлас, карта, учебное пособие; видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник; костюм, модель, коллекция, игра, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход, законопроект и т. д. деловая игра; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей; игра с залом; научная конференция, доклад; пресс-конференция; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; соревнование; телепередача и т. д.
Чаще всего проектная деятельность связана с групповой формой, при этом оценивается работа всей группы в целом. При индивидуальной или парной форме – в соответствии действия каждого ребенка или пары.
В ходе выполнения проекта младшие школьники учатся : рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения, вступать в коммуникацию.
Метод проектов в начальной школе имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести: навыки самообразования и самоконтроля, которые формируются у учащихся; навыки групповой деятельности; повышение познавательного интереса, учет индивидуальных особенностей. Но при этом возрастает нагрузка на учителя, ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, могут возникнуть психологические коммуникативные проблемы. Поэтому учителю необходимо хорошо продумать, обосновать сочетание методов, форм и средств обучения при использовании метода проектной деятельности в начальной школе.
Литература:
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Интор, - 1996. – С. 38.
2. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 26.
3. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 119.
4. Цукерман Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности / Г. А. Цукерман. – М. : АПК и ППРО, 2005. – С. 87.