Татьяна Августинова
Психологическая поддержка детей и подростков с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика психологии девиантных подростков
Психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают, по А. Е. Личко, своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют "специфически – подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды". Эти личностные реакции, проявляющиеся у детей и подростков преимущественно в нарушении поведения, еще недостаточно изучены и, по справедливому замечанию В. В. Ковалева, больше известны педагогам, чем клиницистам.
Публикация «Психологическая поддержка детей и подростков с девиантным поведением» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Сегодня, как и в начале прошлого века, общество озабочено ростом безнадзорности, беспризорности, детско-подростковой преступности. Психологи и педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов и социальной защиты пытаются разобраться в механизмах развития девиантных форм поведения, ведь найти причину проблемы, значит, уже наполовину решить ее. Отсюда особый интерес специалистов разного уровня к психологии девиантного поведения.
В России психология девиантного поведения как самостоятельная отрасль психологического знания находится еще в самом начале своего становления и развития. И все-таки возникла она не на пустом месте. Как за рубежом, так и в России существует, в основном в рамках социологии и криминологии, немало теорий девиантного поведения, анализ которых, безусловно, полезен. Речь, в первую очередь, идет о работах Г. Беккера, С. А. Беличевой, Э. Дюркгейма, И. С. Кона, Ю. А. Клеяберга, В. Н. Кудрявцева, А. Е. Личко, Р. К. Мертона, Т. Парсонса, А. Р. Ратинова, Н. Дж. Смелзера, Д. И. Фельдштейна, Э. Фромма и многих других. В своих исследованиях они пытались определить сущность девиантного поведения, выявить причины данного социального явления и обосновать классификацию его видов и типов. Однако и на сегодняшний день нет однозначного определения девиантного поведения, отражающего его сущностные признаки, и приемлемой для психологов-практиков классификации.
Психология девиантного поведения - это область научного знания, изучающая сущность, механизмы и закономерности развития отклоняющегося от норм поведения, а также способы и методы его коррекции.
Абсолютное большинство исследователей, определяя девиантное поведение, подчеркивает такой сущностный признак, как отклонение от норм. Анализ литературы показывает, что обычно называются правовые, нравственные, эстетические, социальные и даже нормы психического здоровья. Так, например, И. С. Кон определяет девиантное поведение как нарушающее социальные и культурные нормы, а также нормы психического здоровья, поведения.
Девиантное поведение понимается как ситуативно–обусловленные, транзиторные реакции. Типичными проявлениями девиантного поведения являются подростковые реакции, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Например, оппозиционно-вызывающее, провокационно-агрессивное поведение, при котором отсутствуют действия, нарушающие закон или права других. К определенным стереотипам девиантного поведения относят следующие : систематическое уклонение от учебы, работы, уход из дома, бродяжничество; аддиктивное поведение (алкоголизация, наркотизации, аутоагрессия (самоувечье, самоубийство). Делинквентное поведение - это повторяющиеся, асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков, складывающиеся в определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности.
Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение есть следствие недостаточной сформированности или искажения внутренних границ личности, которое проявляется в неэффективности саморегуляции и ведет к нарушению взаимодействия личности со средой.
Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди подростков довольно часто. Достаточно сказать, что у 30 – 50 % поступающих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные формы поведения, что в несколько раз превышает количество госпитализируемых по поводу шизофрении. Во внебольничной практике этот процент еще выше. Примерно такие же данные приводят и зарубежные авторы.
Д. А. Леонтьевым совместно с Ю. А. Васильевой была разработана объяснительная модель психологических механизмов девиантного развития личности несовершеннолетних правонарушителей, опирающаяся на их подход к проблеме ценностей, их усвоение в ходе социализации и ценностно – потребностной регуляции деятельности. Согласно их теории, ценности представляют собой структуры, в которых кристаллизуется обобщенный смысловой опыт больших и малых социальных групп. Они существуют в трех основных формах: как структуры общественного сознания (общественные идеалы, как атрибут конкретных произведений и деяний, в которых общественные идеалы находят свое воплощение, и как элемент личностной структуры индивидов, принадлежащих к данным социальным группам и более или менее осознанно реализующих эти ценности в деятельности. Применительно к последней форме речь идет о личностных ценностях.
Ценности усваиваются в ходе социализации, становясь личностными, через идентификацию с теми или иными референтными социальными группами и общностями. В структуре личности личностные ценности занимают то же место источников смыслоообразования и побуждений, что и потребности. По мере индивидуального развития в онтогенезе происходит перераспределение значимости и удельного веса тех и других; по мере усвоения ценностей они постепенно оттесняют потребности на задний план, ограничивают и опосредуют их влияние на поведение. Этот процесс составляет главное содержание социализации.
Однако этот процесс не всегда протекает гладко. Если ребенок, развиваясь, испытывает сильное давление на свои потребности и граница между внешним и внутренним оказывается слишком слабой, она падает под напором социальных ценностей, которые вторгаются в структуру мотивации, не встречая сопротивления, и становятся личностными ценностями, не претерпевая заметных трансформаций.
"Индивид тем самым сливается с группой, однако утрачивает свою личностную идентичность (аутентичность, конформно растворяясь в социальном целом. Такой случай можно назвать гиперсоциализацией. Противоположный случай – гипосоциализация – может иметь место, когда эта граница, напротив, чересчур прочна и давление вызывает ответное сопротивление со стороны индивида. В этом случае индивид не пропускает в свою личность внешние регуляторы; в результате ценности не занимают в структуре мотивации соответствующего им места".
То есть психологической основой отклоняющегося развития, на взгляд Д. А. Леонтьева и Ю. А. Васильевой, является несформированность ценностной регуляции как в количественном отношении (низкий удельный вес ценностей по сравнению с потребностями как источников мотивации, так и в качественном (ассимилируются в структуру личности преимущественно ценности малых девиантных, в частности криминальных групп; макросоциальные ценности остаются для них сугубо внешними). Не усвоив в семье по тем или иным причинам позитивных ценностей, подросток обретает источник социальной идентичности в малой "криминальной" или "предкриминальной" группе, которая становится для него референтной. Ценности этой группы не только задают подростку правила и нормы поведения, но и опосредуют, фильтруют или блокируют усвоение им иных макросоциальных и общечеловеческих ценностей.
Д. А. Леонтьев говорит, что "в случае девиантного развития мы имеем одновременно и картину гиперсоциализации, и гипосоциализации, причем гиперсоциализации – по отношению к малой референтной группе, а гипосоциализации – по отношению к макросоциальным общностям".
Причина высокой восприимчивости к криминальным ценностям, по мнению Д. А. Леонтьева и Ю. А. Васильевой, состоит в том, что они более, чем макросоциальные ценности, "дружественны" по отношению к индивидуальным потребностям. В результате в процессе социализации происходит не столько вытеснение потребностей ценностями, сколько трансформация первых во вторые: то, что было ранее лишь "личным делом", получает в группе идеологическое обоснование, становится социально желательным, приобретает независимость от ситуации, абсолютную значимость, "отвязывается" от потребностных состояний и превращается в идеал. В этом случае речь идет о ценностном оформлении потребностей.
Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
Влиять на мотивацию девиантного поведения может не только антиобщественная группа, но и вполне благоприятная с позиции права социальная общность, если ее образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует сам престижный, в понимании подростка, образ жизни этой "эталонной" группы, за которым он может "просто" наблюдать, и уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами может стать мотивом его антиобщественной деятельности.
Существует еще один важный аспект влияния образа жизни малой группы на мотивацию поведения индивидуума. Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. Если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья, армия, он не может воспроизводить в своем поведении образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом многих его поступков может быть защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и, как правило, расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование характерных для него ведущих мотивов. Игнорирование указанной личностной тенденции к соответствию привычного образа жизни и мотивации поведения нередко является причинной непонимания таких, например, поступков, как побеги из школы, армии, или, наоборот, неэффективности мероприятий включения в общественно полезный образ жизни бродяг, злостных правонарушителей.
Особый интерес представляет анализ роли социальной группы в мотивации девиантного поведения. Достаточно сказать, что основная масса противоправных нарушений среди несовершеннолетних происходит в группе. Формирование криминальных мотивов в малой группе (семья, неформальная группа) происходит путем усвоения личностью групповых ценностей в процессе ее социализации. Ценности, которые группа считает наиболее важными для своего существования, она навязывает всем членам и способна развить в этих людях черты, которые заставляют их поступать так, как "нужно" в данной группе. Наибольшей мотивообразующей силой девиантного поведения обладают неформальные группы сверстников с асоциальными тенденциями. Влияние группы особенно значимо, если субъект дорожит принадлежностью к ней, и образ жизни группы не противоречит внутренним позициям личности, ее наиболее актуальным, ведущим мотивам. Иначе говоря, асоциальная группа лишь в том случае "находит" субъекта, если сам субъект "ищет" такую группу.
Для подростков, легко поддающихся влиянию асоциальной группы, характерны следующие психологические особенности : постоянная ориентация на мнение окружающих, высокая коммуникабельность и восприимчивость, неуверенность в себе, обостренное чувство собственной уязвимости и зависимости от окружающей среды. В формировании мотивов девиантного поведения под влиянием асоциальной группы большое значение имеют такие способы групповой интеграции, как внушение, принуждение, убеждение. Для подросткового возраста характерен феномен "заражения", в основе которого лежат обычное любопытство, конформность, внушение. Однако внушение с особой силой действует лишь на лиц, не обладающих развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений. Психотерапевты знают, что человек даже в гипнотической сомнамбуле не будет делать того, чего он принципиально не приемлет в бодрствующем состоянии. Таким образом, воздействие асоциальной группы на формирование мотивов девиантного поведения бесспорно, но не фатально, а главное, неоднозначно. Человек не рождается с заранее заданными социально – положительными или социально – отрицательными свойствами. Его личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми, объединенными в определенные социальные группы. При этом каждый человек одновременно входит в несколько социальных групп (семья, неформальная группа и пр., а поэтому его поведение не может рассматриваться только как воплощение норм поведения, принятых в какой – либо одной из них.
Поведение любого человека зависит от характера так называемой "социальной роли", которая возлагается на него обществом. В понятие "социальная роль" заключены "определенные требования и ожидания в отношении поведения человека в конкретной социальной ситуации", а также представления человека о том, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Мотивом девиантного поведения может стать "конфликт ролей", то есть такая ситуация, когда одна из воспринятых социальных ролей как "ожидаемое поведение" вступает в противоречие с правилами поведения взятой на себя второй роли. Так, например, подросток, являясь членом семьи, учащимся школы, может быть одновременно членом или даже "вожаком" неформальной асоциальной группы. Мотивообразующим фактором в определенных условиях может стать конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Сам факт, что ситуация влияет на мотивацию девиантного поведения, у большинства авторов, изучавших этот вопрос, не вызывает сомнений. Однако исследования последних лет показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы девиантного поведения, то есть вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации. Поэтому антиобщественные поступки подростков носят чаще всего не "случайный" ситуативный характер, а являются, при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной зависимости, логическим развитием всей предшествующей жизни.
Динамика мотивации девиантного поведения устойчиво коррелирует с возрастными изменениями. В частности, в мотивации девиантного поведения у подростков в отличие от взрослых преобладают мотивы импульсивного и ситуативного характера, ложного самоутверждения, группового поведения, мотивы, обусловленные внушением и подражанием.
Таким образом, мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной среды (микросреды) и личности. Следовательно, только изменение этих внешних и внутренних условий может влиять на изменение мотивации поведения. В этом и заключены истоки профилактики девиантного поведения.
Рекомендации по работе с девиантными детьми и подростками.
1. При взаимодействии с агрессивным ребё нком:
• принимайте ребенка таким, каков он есть;
• предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
• расширяйте кругозор ребенка;
• включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
• игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.
Стратегия работы с агрессивными детьми:
Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:
• эмпатия;
• юмор;
• поглаживание, прижать к себе.
Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.
Работа с детьми.
Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.
2. Обучать поведению в различных ситуациях.
3. Развивать эмпатию (чувство доверия к людям).
2. Если ребё нок испытывает страхи:
• принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
• развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;
• с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
• заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.
3. Если ребёнок лжет, следуйте таким правилам:
• чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
• если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
• найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;
• не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.
4. Беседа с ребё нком проводится по следующему плану:
1. Учеба (любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношение с учителями, участие в общественной жизни).
2. Отношение со сверстниками (предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый, изгой, независимый одиночка и т. п., причины выбора приятелей – по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселений и т. п.).
3. Увлечения (в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, какие результаты достигнуты, почему заброшены и т. д.).
4. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения (состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи и отношение к ним подростка); в случае распавшейся семьи, необходимо выяснить в каком возрасте был ребенок, его отношение к этому, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи).
5. Нарушения поведения (прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, употребление спиртных напитков, токсичных и наркотических веществ).
6. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция на них.
5. Беседа с родителями проводится по следующему плану:
1. Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений).
2. Взаимоотношения различных поколений в семье. Выяснялись взаимоотношения между близкими родственниками. Часто в семьях возникают конфликты между бабушкой и мамой или бабушкой и отцом, в которые втягивается ребенок.
3. Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.
4. Наиболее распространенные дефекты воспитания, присущие данной семье. Данным семьям присущи в большей степени авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека.
5. Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье. В данных семьях чаще применяется наказание или пущено на самотек.
6. Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье. Практически во всех семьях данный режим не организован.
7. Выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей. Родители часто употребляют алкогольные напитки, работают периодически, бьют членов семьи.