Светлана Курочкина
Реализация принципов развивающего обучения в детском саду. Программа «Считаем, играем, познаем»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА «Считаем, играем, познаем»
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и включает в себя основные задачи математического развития детей, его содержание, методические приемы, дидактические материалы. Предназначена программа для детей 5 – 7 лет. Программу можно использовать в качестве компонента базовой в системе дошкольного образования или самостоятельной в системе дополнительного образования.
Публикация «Реализация принципов развивающего обучения в детском саду, Программа „Считаем, играем, познаем“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Актуальность программы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере, зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.
Прежде всего, я попробую объяснить мотивы создания своей технологии реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду», показать, как созрела во мне ее необходимость. Работая по данной программе, что-то мне показалось интересным, что-то я не приняла. У меня появилось желание применить такую технологию, которая разрушила бы стереотип занятия – урока, стереотип воспитателя – преподавателя. И я начала нарабатывать свой собственный материал, совершенно не ставя цели создать какую-то новую программу. Я хотела сформировать для себя тот образ педагогического процесса, который можно было бы принять с позиции ребенка.
Цель программы
• Определить содержание развивающей среды, способствующей математическому и сенсорному развитию детей.
• Определить эффективность блочного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в группе.
• Выявить влияние развивающих игровых технологий на формирование познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
• Вызвать у детей и их родителей интерес к математике.
Задачи программы
• Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
• Увеличение объема внимания и памяти.
• Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
• Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Основные принципы программы
В основе программы лежит развивающая игровая технология, построенная на принципах развивающего обучения.
• совмещение элементов игры и учения;
• постепенное усложнение обучающей задачи;
• повышение умственной активности ребенка в процессе решения предлагаемых задач;
• взаимозависимость между внешней и внутренней активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
• единство воспитательных и обучающих воздействий.
Содержание и формы работы
Развивающая направленность предложенных игровых занятий выражена через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой самостоятельной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. Игровые занятия насыщены интересным содержанием, творческими заданиями. По построению и организации – это увлекательные, насыщенные приключениями путешествия в волшебные леса, страны, острова, города, сказки. Созданию сильной мотивации у детей способствует умелое использование любимых детьми персонажей: непонятливого медвежонка Винни-Пуха; лесных зверюшек, Незнайки и Буратино, вечно попадающих в различные ситуации и требующих помощи. Использование сказочных героев создает у малышей положительный эмоциональный фон, стимулирует активность детей. Игры-занятия включают в себя познавательные задачи, игровые упражнения, загадки, проблемные ситуации, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат. Проблемные ситуации разрешаются детьми в практической деятельности. Например, они помогают разрешить спор зверей – чьи уши длиннее: слона, медведя или зайца; найти мишке ту елочку (самую высокую, под которой зарыт клад; помогают Незнайке правильно расставить цифры на вагонах поезда, подобрать необходимый ключ к замку и т. д.
Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.
Большинство занятий носят интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
В ходе занятий широко используются творческие задания, занимательные задачи и вопросы, головоломки, логические игры, стихи, загадки, сказки, игровые ситуации. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать через игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие математические игры.
Все полученные знания и умения детей закрепляются в дидактических играх, которым в предлагаемой программе придается большое значение. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Достаточно широко используются условные символы, позволяющие детям переходить от обучения с элементами наглядности к решению задач в умственном плане.
В процесс обучения включены пословицы, считалки, загадки. Дошкольникам предлагается объяснять ход решения ими различных математических задач, что способствует и их речевому развитию.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. Работа с детьми и родителями ведется одновременно : знакомство с занимательным материалом, советы по созданию домашней игротеки, просмотр открытых занятий, знакомство с педагогическими положениями о развивающем воздействии занимательных игр.
Предполагаемый результат
Программа «Считаем, играем, познаем» способствует развитию у детей
• интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
• образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т. д.
• произвольного внимания;
• способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.
• стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в том, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Результаты, достигнутые в ходе работы по данной программе
Итоговые занятия по математике показывают возрастную мыслительную активность детей, что выразилось в увеличении вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости. Изменился эмоциональный фон, дети чаще улыбаются, рассказывают родителям о занятии математикой, как об интересном и радостном событии в своей жизни.
Математические представления детей совершенствуются в самостоятельной деятельности. В группе созданы условия для математической деятельности детей: оформлен "Уголок занимательной математики". Оснащен он играми, пособиями и материалами. Дети самостоятельно выбирают (понравившуюся) интересующую их игру, пособие и играют индивидуально или совместно с другими детьми. Дети занимают свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Адаптация данной программы в старшей и подготовительной группах детского сада показала, что создание соответствующей возрасту детей развивающей среды, умело использование развивающих технологий, методически грамотное планирование воспитательно-образовательной деятельности малышей подтверждается результатами периодически проводимой диагностики.