Ольга Глущенко
Программа по развитию речи на занятиях ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи на занятиях по изодеятельнсти
Методические указания
1. Характерные особенности развития изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что одинаковых детей не бывает. Особенно детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность необходимо изучать, чтобы эффективно организовывать и направлять деятельность детей.
Публикация «Программа по развитию речи на занятиях ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Программы
- Темочки
Недоразвитие речи влечет за собой нарушение других психических процессов, таких как восприятие и память, образное мышление, воображение, а также нарушение мелкой моторики. У них плохо развито зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Поэтому они имеют скупое представление об окружающем мире. Они не могут анализировать окружающие его предметы выделить его форму, цвет, величину, свойства (твердый, мягкий и т. д.). Зачастую восприятие у таких детей носит фрагментарный, односторонний или бедный характер.
Дети имеют скупой запас памяти, им трудно запомнить большой объем информации. Чтобы дети запомнили им необходимо повторить на слух, показать наглядно и несколько раз. Отсюда и скупое образное мышление, и представление или его отсутствие.
Дети, в основном, выполняют только одно задание, ничего не придумывая, не моделируя изображение. Таким детям трудно воображать, творить, что скитается отсутствием сенсорного опыта у детей. Таким детям трудно придумывать что-то новое, свое. Работы на творческую тему очень скупы, в основном дети рисуют рисунки из опыта прошедших тем.
У детей с общим недоразвитие речи также неразвита или плохо развита мелкая моторика. Дети не умеют держать карандаш, кисть и т. д. у них слабо развита координация движения, ориентация в пространстве, на листе бумаги. Дети не знают или путают пространственные представления влево, вправо, вверх, вниз и т. д.
Дети не владеют способами рисования, поэтому задания выполняют с трудом. Зачастую прибывшие вновь дети не могут выполнять простых упражнений (провести ровные линии, рисование предметов простых форм, у детей отсутствуют формообразующие движения рук, дети так же не могут выполнить штриховку, она носит хаотичный характер. При выполнении задания дети быстро утомляются. Детские работы скупы и однообразны.
2. Специфика работы по изобразительной деятельности с детьми, с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми с общим недоразвитие речи, имеет свои особенности.
Содержание задач стоящих перед педагогом на занятиях рисованием, лепкой в основном соответствует содержанию их в массовых садах, но имеются некоторые отличия в их реализации. Решение их осуществляется с учетом реальных знаний, умений и навыков детей.
Поскольку дети с общим недоразвитием речи значительно отстают в своем общем развитии, от детей массовых дошкольных учреждений, имеют к тому же нарушение мелкой моторики, им доступно освоение приемов изобразительной деятельности, которыми нормально говорящие дети овладевают в более младшем возрасте. Но на занятиях по изобразительной деятельности стоят не только программные, но и коррекционные задачи: развитие речевых средств и речевой коммуникации.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства : обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значение слов.
На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений.
Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предметов, анализ работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца.
Следует отменить большую эффективность одновременного использования на занятии нескольких приемов, например сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения и т. д.
Большое значение имеет применение таких приемов как:
- РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО. Она должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.
Словарь взрослого должен быть простым, но не обедненным.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА. Большое значение в обучении детей продуктивной деятельности придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании детьми формы и величины предмета, расположение его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отражения реально существующих предметов как в плоскостном (рисунок, аппликация, так и в объемном (лепке) варианте.
- КОММЕНТИРОВАЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ. В процессе выполнения деятельности детьми предусматриваются комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличение словарного запаса, уточнение значения слов регуляция темпа деятельности.
- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ВОЗДУХЕ. В обучении детей с общим недоразвитием речи является специфическим использование таких приемов. Например, прежде чем рисовать, предварительно следует вырабатывать необходимое движение в воздухе, а затем воспроизводить его на бумаге. Сначала также можно выполнять задание сухой кистью.
- СРАВНЕНИЕ КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ. Занятия изобразительной деятельностью развивает у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия.
- ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ. В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ изобразительной деятельностью с целью развития речевой коммуникации воспитатель задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут отвечать на них по-разному. По мере овладения речевыми средствами дети начинают активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем и предложениями.
Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с общим недоразвитием речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. По этому задание объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это полезно для развития внимания к речи и регуляции действий.
Все эти пути, использования занятий по изобразительной деятельности с целью развития речи детей, является специфическими, так как в обычном детском саду в их применении нет необходимости.