Екатерина Зубанева
Программа по разрешению конфликтных ситуаций для несовершеннолетних с 10 до 18 лет и семей, находящихся в ТЖС и СОП
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по разрешению конфликтных ситуаций для несовершеннолетних с 10 до 18 лет и семей, находящихся в ТЖС и СОП
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
ПРИНЯТА:
на заседании педагогического совета государственного казенного учрежде-ния социального обслуживания Крас-нодарского края «Отрадненский соци-ально–реабилитационный центр для несовершеннолетних»
протокол от ___№___ УТВЕРЖДЕНА:
Публикация «Программа по разрешению конфликтных ситуаций для несовершеннолетних с 10 до 18 лет и семей, находящихся в ТЖС и СОП» размещена в разделах
приказом государственного казенно-го учреждения социального обслужи-вания Краснодарского края «Отрад-ненский социально –реабилитационный центр для несо-вершеннолетних»
от___№___
ПРОГРАММА
по разрешению конфликтных ситуаций
«Мы разные»
Адресат программы : несовершеннолетние
в возрасте с 10 до 18 лет и семьи,
находящиеся в ТЖС и СОП
Срок реализации: 3 месяца
Составитель программы :
педагог-психолог,
Е. С. Зубанева,
ст-ца Попутная
2024 год
2. Пояснительная записка
Направленность
Программа направлена на совместную работу семьи и педагогов центра по разрешению конфликтных ситуаций, по повышению педагогической культуры родителей и созданию благоприятного климата в семье, а также снижению риска попадания детей в неблагоприятные для их развития условия, повышению уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
Актуальность
Обусловлена тем, что осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередко лживых поступках. Таким образом, конфликтность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Отличительные особенности
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в ней используются различные неожиданные, непредсказуемые методики и разнообразные техники, которые научат избавляться от негативных эмоций, учат выбирать способ поведения в конфликтной ситуации.
Программа содержит 3 раздела :
1. Диагностическая работа.
2. Цикл индивидуальных коррекционных занятий для несовершеннолет-них «Я среди сверстников».
3. Цикл индивидуальных коррекционных занятий для несовершеннолет-них и их родителей «Я и мои родители».
Программа предполагает поэтапную реализацию:
Первый раздел «Диагностическая работа». Сбор информации об образе жизни семей несовершеннолетних, работа с учреждениями системы профилактики, проведение диагностических методик с целью изучение личности несовершеннолетнего, положение детей в системе внутрисемейных отношений, выявление степени конфликта.
Второй раздел «Я среди сверстников». В данном разделе педагоги учат несовершеннолетних дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике, контролировать свое эмоциональное состояние. Помогают ребенку увидеть себя со стороны и осознать свои отдельные поступки в ситуации конфликта и стиль поведения в целом, развивают умения определять положительные и отрицательные стороны конфликта.
Третий раздел «Я и мои родители», предусматривает разрешение детско-родительских конфликтов, решение личностных проблем, внутриличностных и межличностных конфликтов. Способствует формированию позитивного отношения к людям, учит понимать чувства других, направляет активность несовершеннолетнего в позитивное русло.
Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Цель: формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях, позитивного отношения воспитанников к своей семье, сверстникам.
Задачи:
обучать методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
развивать умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также
направлять его активность в позитивное русло;
установить и развить отношения партнерства и сотрудничества
родителей и ребенка;
Адресат программы : в мероприятиях первого и второго раздела программы принимают участие несовершеннолетние в возрасте с 10 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре, в мероприятиях третьего раздела проводится работа с несовершеннолетними и родителями, между которыми возникла конфликтная ситуация, недопонимание.
Сроки реализации: программа рассчитана на 3 месяца, занятия проводятся с несовершеннолетними и родителями 2 раза в месяц.
Формы и методы работы: форма работы – индивидуальная. Методы – беседа с элементами дискуссии, упражнения, присказка, стихотворения, ин-формационная минутка, притча, интерактивная беседа, разбор ситуаций, консультации, дидактическая игра, метафорические карты, этюд, релаксационное упражнение, сказка, обсуждение, арт-терапевтические упражнения, шеринг, эвристическая беседа.
Состав исполнителей: педагоги-психологи, социальные педагоги.
Планируемые результаты:
научатся выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
сформируются навыки управления эмоциями в ситуации общения с
собеседником;
освоят техники конструктивного решения в межличностных конфликтах.
3. Содержание
1.3. Механизм реализации программы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по разрешению конфликтных ситуаций
«Мы разные»
№п/п
раз
де-ла Дата проведе
ния
Название разделов и тем
Количество часов Ответственные исполнители
Всего Теоре-тиче-ские заня-
тия Прак-тичес-кие
заня-тия
1. Диагностический
Работа с несовершеннолетними
1.1. Конфликтный ли ты человек 1 - 1 Педагог-психолог
1.2. Рене Жиль 1 - 1 Педагог-психолог
1.3. Что такое конфликт 1 - 1 Педагог-психолог
1.4. Исследование проявлений же-стокости в детско-родительских отношениях 1 - 1 Педагог-психолог
1.5 Умеем ли мы общаться 1 - 1 Социальный
педагог
1.6 Подросток и закон 1 - 1 Социальный
педагог
1.7. Конфликтный ли ты человек 1 - 1 Социальный
педагог
1.8. Понимают ли меня родители 1 - 1 Социальный
педагог
Работа с родителями
1.9.
Стили и методы воспитания ребенка в семье 1 - 1 Педагог-психолог
1.10. Эмоциональное отношение к детям 1 - 1 Педагог-психолог
1.11. Я и мой ребенок 1 - 1 Социальный
педагог
1.12. Взаимоотношения в семье 1 - 1 Социальный
педагог
Всего 12 - 12
2. Я среди сверстников
Работа с несовершеннолетними
2.1 «Добрые поступки» 0,5 0,5 Педагог-психолог
2.2. «Довольный-сердитый» - 1 Педагог-психолог
2.3. «Портрет агрессивного челове-ка» - 1 Педагог-психолог
2.4. «Мои проблемы» - 1 Педагог-психолог
2.5. «Понимаем друг друга» 0,5 0,5 Педагог-психолог
2.6. «Дом моей души» - 1 Педагог-психолог
2.7. «Эти вредные конфликты» 0,5 0,5 Социальный
педагог
2.8. «Правила жизни без ссор» 0,5 0,5 Социальный
педагог
2.9. «Мои права и обязанности» 0,5 0,5 Социальный
педагог
2.10. «Пойми меня» 0,5 0,5 Социальный
педагог
2.11. «Мы поссоримся и помиримся» 1 - Социальный
педагог
2.12. «Как аукнется, так и отклик-нется» 1 - Социальный
педагог
Всего 12 5 7
3. Я и мои родители
Работа с несовершеннолетними
3.1. «Письмо родителям» - 1 Педагог-психолог
3.2. «Понять мир - понять друг друга» 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.3. «Родители, какие они?» - 1 Педагог-психолог
3.4. «Где живут мои чувства?» - 1 Педагог-психолог
3.5. «Генеральная уборка» 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.6. «Мои недостатки» 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.7. «Как жить в мире с родителя-ми» 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.8. «Конфликты» 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.9. «Я и конфликт» 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.10. «Барьеры общения» 1 - Социальный
педагог
3.11. «Всегда ли правы взрослые» 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.12. «Конфликт и пути его разре-шения» 0,5 0,5 Социальный
педагог
Всего 12 5 7
Работа с родителями
3.13. Проблемы семейного воспита-ния. Семейные конфликты. 1 - Педагог-психолог
3.14. Почему свой ребенок стано-вится чужим? Как найти вза-имопонимание с ребенком? 1 - Педагог-психолог
3.15. Причины конфликта между родителями и подростками 1 - Педагог-психолог
3.16. Правила эффективного обще-ния 1 - Педагог-психолог
3.17. Конфликты между родителями и детьми: пути их решения 1 - Педагог-психолог
3.18. Как правильно общаться с детьми 1 - Педагог-психолог
3.19. Заповеди разумного поведения 1 - Социальный
педагог
3.20. Как строить общение с детьми 1 - Социальный
педагог
3.21. Как избежать конфликтов в семье 1 - Социальный
педагог
3.22. Как найти взаимопонимание со своим ребенком 1 - Социальный
педагог
3.23. Секреты общения 1 - Социальный
педагог
3.24. Конфликт с ребенком – что делать? 1 - Социальный
педагог
Всего 12 12 -
Содержание программы
по разрешению конфликтных ситуаций
«Мы разные»
1. Диагностический
Работа с несовершеннолетними
1.1. Анкетирование «Конфликтный ли ты человек»
Цель: определение уровня конфликтности.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.2. Методика «Рене Жиль»
Цель: исследование сферы межличностных отношений.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.3. Анкетирование «Что такое конфликт»
Цель: определение уровня конфликтности.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.4. Анкетирование «Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях»
Цель: исследование проявлений жестокости.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.5. Анкетирование «Умеем ли мы общаться»
Цель: определить уровень конфликтонсти личности.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.6. Анкетирование «Подросток и закон»
Цель: выявление происходящих конфликтов среди сверстников и поиск средств их преодоления.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.7. Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
Цель: выявить уровень конфликтности подростка.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.8. Опросник «Понимают ли меня родители»
Цель: оценить уровень взаимопонимания в семье.
Практическая часть. Выполнение задания.
Работа с родителями
1.9. Анкетирование «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
Цель: определить методы воспитания детей.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.10. Анкетирование «Эмоциональное отношение к детям»
Цель: определить эмоциональное отношение к ребенку.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.11. Анкетирование «Я и мой ребенок»
Цель: дополнить представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Практическая часть. Выполнение задания.
1.12. Анкетирование «Взаимоотношения в семье»
Цель: выявление уровня взаимоотношений детей и родителей.
Практическая часть. Выполнение задания.
2. Я среди сверстников
Работа с несовершеннолетними
2.1. Беседа с элементами дискуссии «Добрые поступки»
Цель: показать разницу между добрыми и злыми поступками, учить различать добрые и недобрые дела окружающих, учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
Теоретическая часть. Присказка «Дом с колокольчиком».
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Обсуждение. Примеры. Работа с МАК «Дерево»
2.2. Занятие с элементами этюда «Довольный-сердитый»
Цель: дать подростку возможность понять, что он в состоянии контролировать свои эмоции.
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Выражение чувств и эмоций при помощи координированных движений. Работа с МАК «Зонтики». Упражнение «Довольный-сердитый».
2.3. Занятие «Портрет агрессивного человека»
Цель: помочь ребенку увидеть себя со стороны и осознать свои отдельные поступки в ситуации конфликта и стиль поведения в целом.
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Мысленный портрет. Решение проблемы. Работа с МАК «Дерево».
2.4. Занятие с элементами эвристической беседы «Мои проблемы»
Цель: развитие навыков работы с проблемой, поиска решения, учить избавляться от негативных эмоций.
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Выявление целей и интересов. Письмо самому себе. Обсуждение.
2.5. Занятие с элементами сказкатерапии «Понимаем друг друга»
Цель: развивать умения самопознания, самоанализа, учить определять положительные и отрицательные стороны конфликта.
Теоретическая часть. Индийская сказка «Мудрецы и слон».
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Подведение к разрешению конфликта на основе компромисса.
2.6. Занятие с элементами релаксации «Дом моей души»
Цель: способствовать выработке образа семьи, учить выбирать способ поведения в конфликтной ситуации.
Практическая часть. Упражнение «Рукопожатие». Упражнение «Твое настроение». Проведение релаксационного упражнения. Обсуждение.
2.7. Занятие «Эти вредные конфликты»
Цель: познакомить с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов.
Теоретическая часть. Беседа «Варить суп или заваривать кашу». Мини-лекция «Эти вредные конфликты».
Практическая часть. Незаконченнее предложения по теме: «От чего происходят конфликты». Упражнение «Способы предотвращения конфлик-тов».
2.8. Беседа «Правила жизни без ссор»
Цель: формировать благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Теоретическая часть. Беседа о ссорах. Разработка правил бесконфликтного общения.
Практическая часть. Упражнение «Облака». Разбор ситуаций. Упражнение «Конфликт для меня…»
2.9. Занятие «Мои права и обязанности»
Цель: познакомить с понятиями «права и обязанности», сформировать адекватное отношение к соблюдению и не нарушению общечеловеческих норм и правил.
Теоретическая часть. Понятия «права», «обязанности». Чтение стихо-творения. Правила дружбы.
Практическая часть. Дидактическая игра «Можно или нельзя».
2.10. Занятие «Пойми меня»
Цель: сформировать умение понимать друг друга, стимулировать их поведенческие изменения.
Теоретическая часть. Разрешение конфликта. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта». Правила управления конфликтом. Старинные народные мудрости.
Практическая часть. Игра «Найди слово». Прием «Ассоциативный ряд»
2.11. Занятие «Мы поссоримся и помиримся»
Цель: формировать конструктивные навыки общения со сверстниками.
Теоретическая часть. Чтение стихотворения. Понятие «Конфликт». Памятка «Правила бесконфликтного общения. Разбор ситуаций.
2.12. Беседа «Как аукнется, так и откликнется»
Цель: закрепить знания о правилах бесконфликтного общения.
Теоретическая часть. Секреты общения. Притча «Шум и музыка». Чтение стихотворения.
3. Я и мои родители
Работа с несовершеннолетними
3.1. Занятие с элементами шеринга «Письмо родителям»
Цель: разрешение детско-родительских конфликтов, решение личност-ных проблем, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Составление письма родителям. Вопросы для обсуждения. Работа с МАК «Зонтики».
3.2. Занятие с элементами сказкатерапии «Понять мир - понять друг друга».
Цель: развивать умения самопознания, самоанализа, учить определять положительные и отрицательные стороны конфликта.
Теоретическая часть. Индийская сказка «Мудрецы и слон».
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Подведение к разрешению конфликта на основе компромисса.
3.3. Занятие с элементами арт-терапии «Родители, какие они?»
Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, побуждать к сотрудничеству и взаимопониманию.
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Рисование «Дерева жизни». Составление правил взаимоуважения.
3.4. Арт-терапевтическое занятие «Где живут мои чувства?».
Цель: учить понимать чувства других, направлять активность несовер-шеннолетнего в позитивное русло.
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Ознакомление с чувствами. Размещение чувств на силуэте человеческой фигуры. Обсуждение. Работа с МАК «Дерево»
3.5. Занятие с элементами разбора ситуаций «Генеральная уборка».
Цель: инвентаризация негативного и позитивного жизненного опыта.
Теоретическая часть. Разбор событий своей жизни и распределение их по группам.
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Определение ценностей. Рефлексия.
3.6. Занятие-обсуждение «Мои недостатки»
Цель: повысить самооценку, стимулировать на работу над собой.
Теоретическая часть. Составление списка черт характера, помогающих преодолевать свои недостатки.
Практическая часть. Упражнение «Я желаю тебе…». Упражнение «Перекидывание предмета». Составление списка недостатков. Работа с МАК «Зонтики».
3.7. Беседа «Как жить в мире с родителями»
Цель: формирование у детей уважения к родителям, взаимопонимание, выявить причины, по которым чаще всего возникают конфликты.
Теоретическая часть. Интерактивная беседа. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта». Памятка.
Практическая часть: Упражнение «Ситуации».
3.8. Занятие «Конфликты»
Цель: формировать конфликтную компетентность вопросов и способ-ность толерантного поведения.
Теоретическая часть. Притча «Коробочка». Беседа о конфликтах.
Практическая часть: Упражнение «Конфликтные ситуации»
3.9. Занятие «Я и конфликт»
Цель: формирование мотивации на работу с конфликтами, снятие напряжения, установление доброжелательного отношения.
Теоретическая часть. Беседа на тему: «Что такое конфликт».
Практическая часть. Упражнение «Ассоциации». Стратегия поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт. Саморефлексия «Мои возможности».
3.10. Занятие-беседа «Барьеры общения»
Цель: закрепить знания воспитанников о вербальных барьерах общения.
Теоретическая часть. Обсуждение вербальных барьеров общения. Обучения способам эмоционального раздражения.
3.11. Беседа «Всегда ли правы взрослые»
Цель: научить выходить из сложных ситуаций взаимоотношений родителей и детей.
Теоретическая часть. Притча о маме. Почему возникают конфликты. Права, классификация.
Практическая часть. Упражнение «Аффоризмы».
3.12. Занятие «Конфликты и пути их разрешения»
Цель: формирование умения разрешать конфликтные ситуации
Теоретическая часть. Причины возникновения конфликтов. 5 способов разрешения конфликтов. Чтение стихотворения.
Практическая часть. Упражнение «Конфликты возникают тогда, ко-гда…». Разбор ситуаций. Упражнение «Как я разрешаю конфликты с…».
Работа с родителями
3.13. Консультация «Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты»
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов с родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения.
Теоретическая часть. Причины возникновения конфликтов. Поведение участников конфликта. Авторитеты в конфликтных ситуациях.
3.14. Консультация «Почему свой ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребенком?»
Цель: помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей; проанализировать причины конфликтов между родителями и детьми.
Теоретическая часть. Разбор ситуаций. Подростковый возраст – кон-фликт. Легенда «В древнем Китае».
3.15. Консультация «Причины конфликта между родителями и подростками»
Цель: разрешение детско-родительских конфликтов, решение личност-ных проблем, внутриличностных и межличностных конфликтов.
Теоретическая часть. Причины возникновения конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
3.16. Консультация «Правила эффективного общения»
Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов с родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения.
Теоретическая часть. Эффективное общение. Примеры семейных ценностей. Поступки и действия ребенка.
3.17. Консультация «Конфликты между родителями и детьми: пути их решения»
Цель: проанализировать причины конфликтов между родителями и детьми, найти пути их решения.
Теоретическая часть. Из-за чего происходит конфликт. Проблемы от-ношений. Пути решения конфликта.
3.18. Консультация «Как правильно общаться с детьми»
Цель: помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей; проанализировать причины конфликтов между родителями и детьми.
Теоретическая часть. Проблема коммуникации. Методы общения. По-требности ребенка. Советы.
3.19. Консультация «Заповеди разумного поведения»
Цель: формировать правила бесконфликтного общения
Теоретическая часть. 10 заповедей поведения. Заповеди разумного воспитания. Советы «Чего никогда нельзя делать».
3.20. Консультация «Как строить общение с детьми»
Цель: научить обучающихся способам разрешения конфликтов в семье
Теоретическая часть. Трудный возраст. Правила «заключения» договоров с ребенком. Правила реагирования. Секреты общения.
3.21. Консультация «Как избежать конфликтов в семье»
Цель: учить правильно, реагировать на проблемные ситуации.
Теоретическая часть. Семейные конфликты. Запрещенные фразы. Ре-комендации семейного общения.
3.22. Консультация «Как найти взаимопонимание со своим ребенком»
Цель: учить строить общение взрослого и ребенка с учетом некоторых принципов.
Теоретическая часть. Психологические типы традиционных высказы-ваний. Гуманистические принципы.
3.23. Консультация «Секреты общения»
Цель: повышение уровня социально-педагогической компетенции родителей по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми.
Теоретическая часть.
3.24. Консультация «Конфликт с ребенком – что делать?»
Цель: познакомить родителей с особенностями детских конфликтов и способами выходи из него.
Теоретическая часть.
2.3. Ресурсы
Кадровые ресурсы – педагоги-психологи, социальные педагоги социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный центр указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования, имеющие высшую категорию.
Материально-технические ресурсы – уютно оборудованная комната для проведения занятий, художественные материалы и канцелярские принад-лежности (ручки, цветные карандаши, маркеры, бумага разного формата, ватман, краски для рисования, кисти разных размеров, ножницы, клей, скотч, кнопки, почтовые конверты, цветной и белый картон, пластилин, текс-сопровождение для релаксации, набор эмоций.
Методические ресурсы – компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель, видеоматериалы, медитативная музыка, пузырьковая колона, прожектор, релаксатор, презентационный материал, дидактический и лекционный материал, методические разработки занятий.
3.3. Контроль над программой
Программа предусматривает оценивание личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (наблюдение, беседа, анкетирование).
Мониторинг психоэмоционального изменения несовершеннолетних от-ражается в таблице (приложение).
Список используемой литературы
Основная
1. Т. Ерегина, И. Ю. Буров, Е. А. Воронова, Е. А. Горшкова, Т. К. Иванова, выпуск Журнал «Безпризорник», 2019.
2. Т. Ерегина, И. Ю. Буров, Е. А. Воронова, Е. А. Горшкова, Т. К. Иванова, выпуск Журнал «Безпризорник», 2020.
3. А. Курпатов Счастливый ребенок. -7-е издание, исправленное и дополненное. -СПб: Нева, 2020.-448с.
Дополнительная
1. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2022. - 96 с.
2. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2021. - 96 с.
3. Журнал «Школьный психолог». - Москва, ООО «Первое сентября», 2019. - 64 с.