Светлана Дубова
Программа «Плавание» (для детей от 5 до 7 лет). Обучение плаванию, закаливание, адаптация к погодным условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Плавание» (для детей от 5 до 7 лет) Срок реализации: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Плавание» является одним из основных в программе МБДОУ Детский сад №10 «Сказка». Занятия ведутся, начиная с 5 лет.
На занятиях курса «Плавание» дети учатся плавать, хорошо адаптируются к погодным условиям, закаливаются. Предмет учит детей не бояться воды, легко перемещаться в воде. Систематические занятия плаванием оздоравливают детей, укрепляют мышцы рук, ног, спины. Улучшают координацию движений.
Публикация «Программа „Плавание“ (для детей от 5 до 7 лет), Обучение плаванию, закаливание, адаптация к погодным условиям» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Закаливание детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц. Кружок «Плавание» призван оберегать жизнь и здоровье детей, через обучение их и закрепление полученных навыков и знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
Осуществление массового обучения плаванию, оздоровление, закаливание и физического развитие детей, на этой основе искать одарённых к спортивному плаванию детей
Задачи:
Обучающие :
• Обучение технике плавания и привитие безбоязненного отношения к воде, совершенствование техники плавания
• Достижение высокого качества подготовки по прикладному плаванию
Развивающие:
• Развитие спортивных качеств обучающихся
• Развитие мышечной массы и закаливание организма детей
Воспитывающие:
• Воспитание чувства долга, ответственности, организованности
• Выработка таких личных качеств как гибкость, ловкость, пластичность, благоприятно влияющих на формирование красивой фигуры и правильной осанки
• Формирование интереса к занятиям спортом
• Выявление спортивно - одарённых детей для дальнейшего занятия плаванием в учебно-тренировочных группах
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Теоретические занятия проводятся в формах лекции, рассказов с выделением главного материала, записываются основные тезисы и правила. Регулярные инструктажи по технике безопасности на воде обеспечивают наиболее быстрое запоминание основных «нельзя» и глубокое понимание опасности халатного отношения к тренировкам на воде.
2. Практические занятия проводятся в бассейне по расписанию тренировок по плаванию. Используются такие средства как пенопластовые досточки, ласты, водные надувные круги, мячи, секундомер, шесты и т. д. Во вспомогательном курсе используется бортик бассейна для выполнения упражнений.
3. Закрепление учебного материала производится с помощью проверочных работ заплывов определенным методом, как на время, так и без времени. Выполнение заданий по стартам, погружению, перемене методов в прикладном плавании.
4. Оценивание уровня подготовки осуществляется при помощи контрольных заплывов на время. Сравнивание предыдущих результатов личного времени на 25 м., 50 м. Хорошо просматривается уровень подготовки детей при участии в соответствующих соревнованиях. Занимаемые места четко показывают повышающийся уровень подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Теоретический материал изучается во время бесед, просмотра учебных кинофильмов и других наглядных пособий. В доступной форме рассматриваются следующие вопросы тем учебного плана:
1. Забота правительства о всестороннем развитии и воспитании детей. Занятие детей плаванием в спортивных и общеобразовательных школах, лагерях.
2. Российские спортсмены - герои международных соревнований.
3. Гигиена занятий плаванием. Личная гигиена юного пловца, закаливание, режим дня.
4. Краткая характеристика техники спортивных способов плавания ("кроль" на спине, "кроль" на груди, "брасс", "баттерфляй", стартов и поворотов.
5. Общественная и личная значимость занятий дошкольников спортивным плаванием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. ОБЩАЯ ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки, с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т. д.). Передвижение с изменением направлений ("змейка", "хоровод" и т. д.). Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряжённо и расслаблено. Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
Погружение в воду на задержанном вдохе и открывании глаз под водой.
Дыхательные упражнения из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и "взрывного" выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воде).
Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями рук. Скольжение толчком одной и двумя ногами от бортика. Скольжение с вращением. Скольжение на боку. Скольжение с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. "Кроль" на груди и "кроль" на спине: движение ногами, руками с дыханием; общее согласование движений.
"Брасс" : движения ногами, руками, дыхание, согласование движений ногами, руками с движением; общее согласование движений.
"Баттерфляй" : движения ногами, руками, дыхание; согласование движений ногами, руками с дыханием; общее согласование движений.
Простые открытые повороты при плавании различными способами.
Стартовый прыжок с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине. Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки. Игры: "Невод", "Байдарки", "Каноэ", "Лягушата", "Поезд в тоннеле", "Буксиры", "Попади торпедой в цель", "Винт", "Дельфины", "Кто дальше проскользит!", "Кто лучше!", "Прыжки в обруч" и т. д.
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на бортик; из положения, стоя, согнувшись с бортика; со стартовой тумбочки; метрового трамплина; прыжки вниз ногами с метрового трамплина.
Совершенствование техники плавания способом "кроль" на груди, на спине, "брасс", "баттерфляй". Плавание с помощью одними руками, плавание с помощью одной руки, другая вытянута вперёд, или прижата к туловищу (только для "кроля" на груди и на спине). Плавание с помощью движений одними ногами, с различными положениями рук. Плавание с полной координацией движений, совершенствование техники дыхания. Совершенствование техники выполнения стартов и поворотов.
Проплывание разными способами с акцентом на технику, постепенно увеличивая длину преодолеваемых дистанций.
Повторное проплывание на технику и с помощью движений руками или ногами дистанций 25,50 м.
Эстафетное плавание с использованием спортивных способов (с полной координацией движений, с помощью движений одними руками, одними ногами)
2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения, ходьба и бег: построение в шеренгу и колонну, расчёт по порядку и на первый - второй; перестроения: из одной шеренги в две, из колонны по одному в круг, в колонну по два и. т. д. ; размыкания и смыкания; передвижения шагом, бегом; ходьба и бег противоходом и по диагонали; ходьба обычная и на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук; бег на носках; чередование бега с ходьбой и т. д.
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По прохождению курса «Плавание» за 2 года обучения дети должны научиться хорошо:
• Плавать всеми способами спортивного плавания
• Развивать навыки спортивного плавания до уровня призовых мест на соревнованиях и личных первенств
• Уметь организовать со сверстниками водные игры и гарантировать их безопасность.
К концу 1 года обучения дети должны четко знать меры безопасности на воде, иметь представление об основных техниках плавания. Более уверенно держаться на воде, а не умеющим плавать – пройти вспомогательный курс с досточками. Более ярко, выражено увеличить силовую выносливость.
К концу 2 года обучения наработать скоростную выносливость при различных методах плавания. Изучить технику ныряния, стартов, показать результаты не меньше средних на соревнованиях. И речи быть не может о неуверенности на воде! Ребенок должен уже великолепно чувствовать себя на разной глубине, уверенно плавать всеми методами спортивного плавания. При участии в соревнованиях занимать призовые места и личные первенства.
ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения.
Тема занятий, содержание:
Передвижение по дну. Упражнения в воде «Лодочки»
Погружение в воду. Упражнения в воде «Водокачка»
Прыжки в воду. Игры в воде «Лягушата»
Лежание на воде. Упражнения в воде «Медуза»
Скольжение на груди. Упражнения в воде «Винт»
Скольжение на спине. Упражнения в воде «Волна»
Скольжение с различным положением рук. Игры в воде «Зеркало»
Выдох в воду. Упражнения в воде «Шарик», «Поплавок»
Работа ног кролем на груди с опорой о бортик. Упражнения в воде «Фонтаны»
Работа ног кролем на груди в скольжении. Упражнения в воде «Уточки»
Работа ног в положении с опорой на доску. Игры в воде «Волшебные превращения»
Работа ног кролем на спине. Игры в воде «Невод»
Освоение работы рук кролем на груди. Упражнения в воде «Быстрые лодочки»
Освоение работы рук кролем на спине. Игры в воде «Карусели»
ПЛАНИРОВАНИЕ 2 год обучения.
Тема занятий, содержание:
Передвижение по дну. Упражнение на бортике бассейна с резиновым бинтом
Погружение в воду. Упражнение «Мосты»
Пружки в воду. Упражнение «Дровосек в воде»
Лежание на воде. Упражнение «Покажи пятки»
Скольжение на груди. Упражнение «Насосы»
Скольжение на спине. Игры в воде «Собачка»
Скольжение с различным положением рук. Игры в воде «Забрось мяч в обруч»
Выдох в воду. Игры в воде «Сделай морскую фигуру»
Работа ног брассом на груди с опорой о бортик. Упражнение «Качели»
Работа ног брассом на груди в скольжении. Игры в воде «Воробьи и вороны»
Работа ног брассом на груди в положении с опорой на доску. Упражнение «Вертушка»
Работа ног брассом на спине. Игры в воде «»Мы весёлые ребята»
Освоение работы рук брассом на груди. Упражнение «Кораблик»
Освоение работы рук брассом на спине. Игры в воде «Морской бой»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Здоровье и физическая культура» Г. М. Кукольский Москва, 1979г.
2. «Искусство быть здоровым» Часть 1. А. М. Чайковский, С. Б. Шейнкман
Москва, «Искусство и спорт», 1987г.
3. «На земле, в небесах и на море» Самсон Глезер. «Молодая гвардия», 1969г.
4. «Как научить детей плавать» Осокина Т. И. Москва, «Просвещение»,1985 г.
5. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» Пищикова Н. Г. Москва, «Скрипторий», 2006 г.