Елена Сивачук
Программа «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность Программы
Программа дополнительного образования «Весёлая кисточка» (далее-Программа) художественной направленности призвана обеспечить освоение детьми старшего дошкольного возраста методов и приёмов нетрадиционных техник в рисовании. Направлена на воспитание гармоничной личности в системе дошкольного образования при создании условий для творческого самовыражения дошкольника.
Публикация «Программа „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Программа содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в виде тематического планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
Программа художественной направленности по обучению нетрадиционным техникам в рисовании детей дошкольного возраста «Весёлая кисточка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №56» разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок 1008);
Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №56».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28)
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №56», реализующего образовательную программу дошкольного образования, составленную в соответствии с ФГОС ДО.
При составлении Программы использовались методические рекомендации
Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А. А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.
1.2Актуальность, педагогическая целесообразность и новизна Программы
Актуальность Программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Педагогическая целесообразность. Работа с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании при использовании традиционного рисования и стандартных наборов изобразительных материалов недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, позволяет развить их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что- то получается.
При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции с другими образовательными областями реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми:
Здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
2. Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
Новизна данной Программы состоит в том, что ребенок получает оригинальное задание,использует нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
1.3 Цель и задачи Программы
Целью данной Программы, согласно ФГОС ДО, является развитие личности, мотивации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• развивать художественно – творческие способности детей;
• формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
• создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
• приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
• развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
• развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Расписать задачи возрастные в области рисования на возраста 5-6 лет и 6-7 лет отдельно
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 5-7 лет
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Детство можно рассматривать какпериод становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполненияпрограммы совершенствования организма.
Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование –это один из видов аналитика - синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
1.5 Режим, формы работы и сроки реализации Программы
Курс программы «Веселая кисточка» рассчитан на 2 года при проведении занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Продолжительность занятий: 45 минут.
Программа имеет двухступенчатую структуру:
Первый год обучения дети 5-6 лет не более 15 человек
Второй год обучения дети 6-7 лет не более 15 человек
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
• Тематическая
• Индивидуальная
• Игровая
• Интегрированная деятельность
• Сюрпризные моменты
В соответствии с возрастными особенностями, формы организаций занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира.
1.6 Формы подведения итогов
В процессе реализации Программы итоговой формой работы является:
• Выставки на уровне МБДОУ, муниципальном уровне
• Участие в конкурсах муниципального и регионального уровня
• Открытые занятия для родителей, педагогов и воспитателей,
• Организация проектов, где преследуются следующие цели: демонстрация уровня знаний, умений и навыков детей, методов и приемов обучения, развития творческих способностей.
1.7 Ожидаемые результаты, способы определения их результативности
Ребенок, прошедший курс обучения, в зависимости от возраста, должен:
Возраст Дети должны знать Дети должны уметь
5-6 лет - новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный);
- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;
- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных. - изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
- владеть приёмами нетрадиционных техник : “батик”, резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью;
- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;
- передавать строение предметов, соотнося их части по величине;
- создавать несложные сюжетные композиции;
- создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме;
- творить в команде детей.
6-7 лет - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
- теплые и холодные оттенки спектра;
- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - различать виды изоискусства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше, чем для других, присуща «возрастная талантливость».
Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.
Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения. Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности, так и контрольную (в начале и в конце года).
Методика Комаровой Т. С. Анализ продукта деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределённо, неумело
низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
низкий уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками, не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребё нком созданного им изображения:
высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.