Валентина Белобородова
Программа кружка «За здоровый образ жизни» для учеников 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка
«За здоровый образ жизни»
для учеников 4 класса
Разработала учитель
Белобородова Валентина Рафаиловна
п. Вохма
2013г.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – важнейший
труд учителя. От жизнерадости, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „За здоровый образ жизни“ для учеников 4 класса» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Жизнь в 21 веке ставит перед учителем много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей в процессе их воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начаться с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребенка в школьном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Что такое здоровье? Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хотя бы одного из этих структурных частей приводит к утрате целого.
На улучшение здоровья школьников, их благоприятного физического развития влияет весь уклад жизни ребенка в школе, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
Проведенный опрос родителей показал:
100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми
Стало очевидно, что без формирования у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья задачу не решить. Поэтому встал вопрос об организации оздоровительного кружка.
Разрабатывая программу кружка, нужно стремиться к тому, чтобы разработанная система включала инновационные формы и методы, органически входила в жизнь класса, не заорганизовывала бы детей, решила вопросы физического и психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям и служила для укрепления здоровья учащихся.
Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий. Программа предполагает различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные, так и нетрадиционные методы.
Цель программы - формирование основ здорового образа жизни, его направленности на укрепление здоровья физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Задачи:
Охранять и укреплять здоровье учащихся, совершенствовать их физическое развитие, улучшать физическую и умственную работоспособность;
Формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью;
Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры;
Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, волейбол);
Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость); умение рационально использовать их в различных условиях.
Пути решения задач: беседы, игры, походы, прогулки, изобразительная деятельность, гигиенические процедуры, праздники, спортивные мероприятия, КВН)
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с учителем физкультуры
3. Работа с родителями
Программа построена по следующим принципам:
принцип сознательности и активности;
принцип наглядности обучения;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип доступности;
принцип связи теории с практикой.
Содержание программы
Объем программы на год : 34 часа по 45 мин.
Периодичность занятий: 1 час в неделю.
Возраст детей: 10-11 лет
I.Вводная часть (1 час)
Знакомство детей с программой кружка, как вырасти здоровым и что для этого нужно. Тестирование детей, которое помогает глубже узнать о ребенке, определить физическое развитие ребенка. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
II.Познавательный цикл (10 часов)
Понятие о здоровье, о ценности здоровья. Формирование основ здорового образа жизни. О пользе витаминов в жизни ребенка. Роль белков, жиров и углеводов в здоровом питании. Значение полноценного питания для формирования детского организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое нервно-психологическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям нашей среды. Питание является одним из важных факторов, способным оказать негативное влияние на формирующийся организм детей при неправильной его организации.
Беседы о вреде курения. Влияние сигареты на организм, на память, отрицательное влияние дыма на окружающих. Доказать, что человек, ведущий здоровый образ жизни, более подвижен и умен.
Понятие что такое «конфликт». Умение благополучно выходить из конфликтной ситуации. Забота о своем душевном здоровье.
Причины заболевания. Профилактика ОРЗ. Значение и применение массажа. Соблюдение режима дня в учебном процессе. Правила предостережения от распространенных инфекционных заболеваний.
Соблюдение правил личной гигиены. Ежедневные гигиенические мероприятия для укрепления здоровья учащихся.
Влияние образа жизни на здоровье человека. Причины ухудшения зрения у школьников и как это можно избежать.
Крепкий сон – залог хорошего здоровья. Значение сна в режиме дня школьника. Как сон влияет на умственное и физическое развитие школьника.
III. «Твое здоровье в твоих руках» (23 часа)
Значение режима дня в учебном процессе школьника. Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности.
Понятие о закаливании. Что включает в себя закаливание. Способы закаливания. Принципы закаливания.
Разучивание точечного массажа и дыхательных упражнений. Их влияние на здоровье ребенка.
Формирование потребности в занятии спортом, развитие подвижности, ловкости, выносливости, смекалки, стремление побуждать, умение работать в команде.
Развитие навыков двигательной активности, координации движений через спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, игры.
Формирование стремления использовать активные формы восстановления способности, представления, что человек может преодолевать утомления при помощи активного отдыха. Обучение простым способам активного восстановления работоспособности.
Разучивание с детьми разного вида подвижных игр на свежем воздухе. Влияние игры на настроение ребенка, на физическое развитие его.
Роль экскурсий и походов. Разработан маршрут экскурсии, соблюдение техники безопасности и выполнения требований взрослых. Накануне похода обследуется маршрут. Необходима оценка результативности каждого похода – поможет увидеть все плюсы и минусы организации похода и в целом способствовать их совершенствованию.
Преодоление детских страхов. Как страх влияет на психику ребенка. Проблемы детских комплексов и страхов. Пути их решения.
Огромную роль в физическом воспитании ребенка играют родители. О необходимом привлечении их к организации проведения спортивных мероприятий
Обобщение знаний детей о здоровом образе жизни; осознание того, что заботиться о своем организме может и должен каждый человек, даже ребенок. Пути поддержания и укрепления здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ Содержание Кол-во часов Форма проведения
Тема I. Введение
1. Знакомство с программой кружка. Тестирование 1 час Беседа
Тема II. Познавательный цикл 10 часов
2 «Здоровье – богатство на все времена» 1 час Беседа
3 «Где чистота – там и здоровье» 1 час Беседа
4 «Витамины в жизни детей» 1 час Беседа
5 «Здоровое питание – отличное настроение» 1 час Беседа
6 «Почему ты вредной привычке ты скажешь нет» 1 час Дискуссия
7 «Конфликты и ссоры» 1 час Дискуссия
8 «Профилактика ОРЗ в домашних условиях» 1 час Лекция
9 «Правила личной гигиены» 1 час Круглый стол
10 «Как сохранить хорошее зрение», «Гимнастика для глаз» 1 час Практикум, беседа
11 «Крепкий сон – залог хорошего здоровья» 1 час Беседа
Тема III. «Твое здоровье в твоих руках» 23 часа
12 «Влияние режима дня на здоровье и ученический процесс» 1 час Занятие – совет
13 «Прислушаемся к своему организму» 1 час Беседа
14 Закаливание. Виды закаливания. 1 час Практикум
15 «Помоги себе сам». Точечный массаж, дыхательные упражнения 1 час Практикум
16 «Движение – это жизнь» 1 час Лыжная эстафета
17 «Умей игру затеять» 1 час Игры на свежем воздухе
18 «Папа, мама, я – спортивная семья» 1 час Спортивное соревнование
19 «В здоровом теле – здоровый дух» 1 час Веселые старты
20 «Быть может, еда прибавляет года?» 1 час КВН
21 «Нам час здоровья нужен в мороз и зимней стужей» 1 час Спортивный час
22 Игры наших бабушек. 1 час Игры на свежем воздухе.
23 «Чтоб сильным и здоровым быть, спортивный зал надо любить!» 1 час Спортивные эстафеты
24 «Твое здоровье – в твоих руках» 1 час Лыжные эстафеты
25 Правила первой помощи. Уход за больными 1 час Практикум
26 «Зимой и летом дружим с игрой и бегом» 1 час Игры на свежем воздухе
27 «Преодоление детских страхов» 1 час Дискуссия
28 «Если хочешь быть здоров – постарайся» 1 час Игровой праздник
29 «На открытом воздухе нам весело играть!» 1 час Веселые старты
30 День здоровья 1 час Праздник
31 Осваиваем спортивные конструкции, действуя строго по инструкции 1 час Развлекательная программа
32 «Чтоб расти нам сильными» 1 час Мини – футбол
33 Лекарственные травы и их значение 1 час Экскурсия в природу
34 «Природа – наш друг» 1 час Туристический поход
Ожидаемые результаты
1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
Требования к ЗУН учащихся.
К концу учебного года дети должны:
знать:
понятие «здоровье»
факторы, формирующие здоровье;
влияние вредных привычек на здоровье ребенка;
меры профилактики заболевания;
лекарственные травы;
методы закаливания;
приемы самомассажа;
технику безопасности.
уметь:
соблюдать режим дня;
выполнять дыхательные упражнения;
выполнять приемы самомассажа;
выполнять комплексы утренней зарядки, физкультминуток;
оказывать первую медицинскую помощь;
соблюдать правила поведения на прогулке, в походах, на экскурсиях.
Литература.
1. Волкова Т. В. «Наука быть человеком» Издательство «Учитель» 2000г. Волгоград с. 3-7
2. Горбунова Н. А. «Воспитательная работа в школе» Издательство «Экстремум» 2004г. г. Волгоград с 15-19
3. Дереклеева Н. И. «Азбука классного руководителя» г. Москва 2008г. С 3-4, 209
4. Захарова Т. Н. «формирование здорового образа жизни у младших школьников» Издательство «Учитель» г. Волгоград 2006г., с 3-109