МААМ-картинки

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

Любовь Короткова
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка. Развитие речи детей – одна из самых актуальных задач, которая решается любым детским учреждением. Данная тема наиболее актуальна в моей работе, так как именно в младшем возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Программа дополнительного образования «Ладушки-ладошки» нацелена на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Публикация «Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Программа составлена на основе следующих пособий:

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.

2. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

Расчитана на 2 года обучения.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Цель программы : развитие речи детей посредством пальчиковых игр.

Задачи:

1. обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);

2. развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

3. обогащать словарный запас детей;

4. побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

5. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

6. формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения;

7. вызывать положительные эмоции.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

• Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

• Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.

• Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

• Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

• Принцип гуманистичности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь

Структура и содержание Программы

Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся с учетом возрастных особенностей детей, по принципу усложнения, что позволяет достичь результатов в развитии речи.

Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.

Система занятий по программе «Ладушки-ладошки» рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий на 7 - 10 человек.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует речь.

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф.

Методическое обеспечение:

1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурс https://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)

3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.

5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.

6. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.

7. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

Техническое обеспечение: музыкальный цент, компьютер, проектор.

Перспективное планирование в первой младшей группе

Месяц Тема (пальчиковая игра) программное содержание форма работы

Сентябрь «Ладушки-ладушки» Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать ощущение собственных движений. Рассматривание на проекторе комбинаций пальчиковых игр.

«Сорока-белобока» Активизировать движения пальцев рук. Учить согласовывать существительные и местоимения в глаголе. Рассматривание кртины к потешке «Сорока-белобока»

Игрушки Обогащать словарный запас. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Мальчики – пальчики

Разгибание поочередно пальцев рук. Развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова и фразы. Дидактическая игра «Парныек картинки»

Октябрь Грибы Учить соединять кончики пальцев. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Красный мухомор» : найти предметы красного цвета

Овощи Образовывать круг из ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Дидактическая игра «Зеленая капуста» : найти предметы зеленого цвета

Фрукты Соединять одноименные пальцы подушечками – показывая лимон, резко разводить в сторону. Обогащать словарный запас прилагательными. Дидактическая игра «Желтые лимоны» : найти предметы желтого цвета

Осень Учить «идти» указательным и средним пальцами одной руки. Учить называть местоположение предметов. Дидактическая игра «Синее небо» : найти предметы синего цвета

Ноябрь Игрушки Катать воображаемый мяч между ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Настольная игра «Круглый мяч» : подобрать предметы похожие на круг (круглой формы)

Одежда Проводя по ребру ладони и всех пальце одной руки, затем другой, изобразить надевание перчаток. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия. Настольная игра «Квадратный кубик» : найти все карточки, имеющие квадратную форму

Дикие животные Учить «ходить» указательным и средним пальцами рук навстречу друг другу и в разные стороны. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Кто колючий, кто пушистый»

Птицы Отбивать ритм кулаком по прямой ладони. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса. Рассматривание картин из серии «Птицы».

Декабрь Домашние животные Имитировать мытье рук, проводить круговые движения ладонью по лицу. Формировать умение договаривать строки стихотворения. Артикуляционная гимнастика «Кто как говорит» : произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Домашние птицы Учить собирать пальцы в щепотку. Активизировать словарь.

Зима Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения; Наблюдение а снегом. Дидактическая игра «теплый – холодный?

Новый год Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными. Игра «Назови ласково елку»

Части тела Слушать стихотворение и указывать на соответствующие части тела. Игра «Где же где же ваши ручки»

Январь Транспорт Сжимать руки в кулак, выпрямляя большой палец. Учить называть виды мебели. «На чем люди ездят?»

Мебель Учить ладонью одной руки накрывать кулак другой. Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас. Беседа «Мебель в нашей группе»

Посуда Соединять ладони перед собой, изображая тарелку. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Беседа «Посуда»

Февраль Профессия Соединять большой, указательный и средний пальцы одной руки, выполняя произвольные движения. Активизировать словарь детей. Беседа «Где работают мама и папа»

Папин праздник Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения. Рисование «Салют над городом»

Семья Загибание и разгибание пальцев попеременно на правой и левой руке. Обогащать словарный запас существительными. Беседа «Кто есть у тебя в семье»

Космос Поднять растопыренную ладошку одной руки, другой рукой согнуть пальцы полукругом. Обогащать словарный запас прилагательными. Подвижная игра «День и ночь»

Март Весна Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами. Прослушивание аудиозаписи «Весенняя капель»

Мамин день Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование: «Подарок для мамы»

Животные жарких стран Выполнить плавные движения рукой перед собой, изображая хобот, затем приставить руки к ушам. Способствовать развитию речи. Рассматривание картины «Слон»

Город Учить указательными пальцами «рисовать» квадрат (окно). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование «Окна нашего дома»

Апрель Возвращение птиц Учить смыкать большой средний и указательный пальцы, ритмично постукивая изобразить, как птицы клюют Заучивание песенки «Маленькая птичка»

Первые цветы Соединять ладони вместе только кончиками пальцев и запястьями и разводить их. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Разноцветные цветочки»

Деревня Соединять подушечки пальцев, образуя крышу домика. Активизировать словарь. Рисование «Дорожки для цыплят»

Рыбы Учить смыкать ладони. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб.

Май Цветы Перебирание пальцев руки по одному. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Ромашка»

Насекомые Учить проводить волнообразные движения ребром ладони по ладошке. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Дидактическая игра «Какой звук издает жук?»

Лето Закрепить соединение пальцев ладони, «ныряние» от груди вперед. Обогащать словарный запас глаголами. Беседа на тему; «Что можно делать летом?»

Лесная полянка Выполнение хлопков, прикладывание раскрытых ладони к ушам. Активизировать словарь. Подвижная игра «Зайчики».

Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Фотоотчёт о кружковой работе с детьми младшего дошкольного возраста«В гостях у сказки». Фотоотчёт о кружковой работе с детьми младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о театральной деятельности,играх в сказку. Детки ещё маленькие,речь развита слабо,но.

Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!»Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!» Пособие содержит набор из двух перчаток и альбома (в данном пособии тонкий фотоальбом) с подборкой коротких стихов для пальчиковых игр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2014 в 23:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Короткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД