Любовь Короткова
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Развитие речи детей – одна из самых актуальных задач, которая решается любым детским учреждением. Данная тема наиболее актуальна в моей работе, так как именно в младшем возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.
Программа дополнительного образования «Ладушки-ладошки» нацелена на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Программа составлена на основе следующих пособий:
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.
2. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
Расчитана на 2 года обучения.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Цель программы : развитие речи детей посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);
2. развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;
3. обогащать словарный запас детей;
4. побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
5. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.
6. формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения;
7. вызывать положительные эмоции.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:
• Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
• Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
• Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
• Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
• Принцип гуманистичности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь
Структура и содержание Программы
Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся с учетом возрастных особенностей детей, по принципу усложнения, что позволяет достичь результатов в развитии речи.
Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.
Система занятий по программе «Ладушки-ладошки» рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий на 7 - 10 человек.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует речь.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф.
Методическое обеспечение:
1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурс https://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)
3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.
5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.
6. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.
7. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
Техническое обеспечение: музыкальный цент, компьютер, проектор.
Перспективное планирование в первой младшей группе
Месяц Тема (пальчиковая игра) программное содержание форма работы
Сентябрь «Ладушки-ладушки» Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать ощущение собственных движений. Рассматривание на проекторе комбинаций пальчиковых игр.
«Сорока-белобока» Активизировать движения пальцев рук. Учить согласовывать существительные и местоимения в глаголе. Рассматривание кртины к потешке «Сорока-белобока»
Игрушки Обогащать словарный запас. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Мальчики – пальчики
Разгибание поочередно пальцев рук. Развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова и фразы. Дидактическая игра «Парныек картинки»
Октябрь Грибы Учить соединять кончики пальцев. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Красный мухомор» : найти предметы красного цвета
Овощи Образовывать круг из ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Дидактическая игра «Зеленая капуста» : найти предметы зеленого цвета
Фрукты Соединять одноименные пальцы подушечками – показывая лимон, резко разводить в сторону. Обогащать словарный запас прилагательными. Дидактическая игра «Желтые лимоны» : найти предметы желтого цвета
Осень Учить «идти» указательным и средним пальцами одной руки. Учить называть местоположение предметов. Дидактическая игра «Синее небо» : найти предметы синего цвета
Ноябрь Игрушки Катать воображаемый мяч между ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Настольная игра «Круглый мяч» : подобрать предметы похожие на круг (круглой формы)
Одежда Проводя по ребру ладони и всех пальце одной руки, затем другой, изобразить надевание перчаток. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия. Настольная игра «Квадратный кубик» : найти все карточки, имеющие квадратную форму
Дикие животные Учить «ходить» указательным и средним пальцами рук навстречу друг другу и в разные стороны. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Кто колючий, кто пушистый»
Птицы Отбивать ритм кулаком по прямой ладони. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса. Рассматривание картин из серии «Птицы».
Декабрь Домашние животные Имитировать мытье рук, проводить круговые движения ладонью по лицу. Формировать умение договаривать строки стихотворения. Артикуляционная гимнастика «Кто как говорит» : произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.
Домашние птицы Учить собирать пальцы в щепотку. Активизировать словарь.
Зима Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения; Наблюдение а снегом. Дидактическая игра «теплый – холодный?
Новый год Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными. Игра «Назови ласково елку»
Части тела Слушать стихотворение и указывать на соответствующие части тела. Игра «Где же где же ваши ручки»
Январь Транспорт Сжимать руки в кулак, выпрямляя большой палец. Учить называть виды мебели. «На чем люди ездят?»
Мебель Учить ладонью одной руки накрывать кулак другой. Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас. Беседа «Мебель в нашей группе»
Посуда Соединять ладони перед собой, изображая тарелку. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Беседа «Посуда»
Февраль Профессия Соединять большой, указательный и средний пальцы одной руки, выполняя произвольные движения. Активизировать словарь детей. Беседа «Где работают мама и папа»
Папин праздник Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения. Рисование «Салют над городом»
Семья Загибание и разгибание пальцев попеременно на правой и левой руке. Обогащать словарный запас существительными. Беседа «Кто есть у тебя в семье»
Космос Поднять растопыренную ладошку одной руки, другой рукой согнуть пальцы полукругом. Обогащать словарный запас прилагательными. Подвижная игра «День и ночь»
Март Весна Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами. Прослушивание аудиозаписи «Весенняя капель»
Мамин день Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование: «Подарок для мамы»
Животные жарких стран Выполнить плавные движения рукой перед собой, изображая хобот, затем приставить руки к ушам. Способствовать развитию речи. Рассматривание картины «Слон»
Город Учить указательными пальцами «рисовать» квадрат (окно). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование «Окна нашего дома»
Апрель Возвращение птиц Учить смыкать большой средний и указательный пальцы, ритмично постукивая изобразить, как птицы клюют Заучивание песенки «Маленькая птичка»
Первые цветы Соединять ладони вместе только кончиками пальцев и запястьями и разводить их. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Разноцветные цветочки»
Деревня Соединять подушечки пальцев, образуя крышу домика. Активизировать словарь. Рисование «Дорожки для цыплят»
Рыбы Учить смыкать ладони. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.
Рассматривание иллюстраций с изображением рыб.
Май Цветы Перебирание пальцев руки по одному. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Ромашка»
Насекомые Учить проводить волнообразные движения ребром ладони по ладошке. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Дидактическая игра «Какой звук издает жук?»
Лето Закрепить соединение пальцев ладони, «ныряние» от груди вперед. Обогащать словарный запас глаголами. Беседа на тему; «Что можно делать летом?»
Лесная полянка Выполнение хлопков, прикладывание раскрытых ладони к ушам. Активизировать словарь. Подвижная игра «Зайчики».