Ирина Панова
Профилактическая работа с учащимися по борьбе со сквернословием
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическая работа с учащимися по борьбе со сквернословием.
Сейчас в школах у педагогов много причин для беспокойства, и чем взрослее их подопечные – тем больше. Сквернословят более 46 процентов выпускников (впрочем, по оценке учителей, уже в 5-6 классах выражается каждый четвертый). И не только в среднем и старшем звене, но и в начальных классах используют в своей речи запрещенные слова, чувствуя себя такими же крутыми и взрослыми, как старшие. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу по существующей проблеме.
Публикация «Профилактическая работа с учащимися по борьбе со сквернословием» размещена в разделах
История сквернословия.
Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Сейчас многие дети воспринимают бранные слова как своего рода приобщение к миру взрослых. Ребенок убежден, что, начав браниться, ругаться «как все» он становится взрослее и самостоятельнее. Но употреблять вульгарные выражения он еще стесняется. Лишь наиболее «отчаянные» обильно сбадривают свою речь ругательствами, находя в этом шик и верный способ доказать свою взрослость.
Проблемы сквернословия
- проблема чистоты и красоты речи.
Употребление нецензурной лексики загрязняет язык, он становится примитивным.
-Проблема общественного воспитания.
Употребление ругательств и нецензурщины без всякого на то повода и причин – это показатель низкого воспитания детей. Нецензурные слова произносят иногда младшие школьники, и никто не обращает внимания на то, что и как они говорят.
- Проблема семейного воспитания.
Больше других заражены сквернословием те дети, в семьях которых эти выражения не считаются неприличными. Старшие в семье выступают в роли своеобразных «просветителей». Источники сквернословия.
- семья -сверстники -телевидение - окружающие
Причины сквернословия.
Есть общие и частные.
Общие:
- наследственность; -социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. –неправильное воспитание.
Частные: -ответ на несправедливое отношение взрослых; -многие считают это качество признаком силы, мужественности; -слабая воля, неумение владеть собой, несдержанность. – общее переутомление и назойливость взрослых. Педагогические приемы преодоления сквернословия. –обязательно реагировать на нецензурную брань со стороны учащихся, никогда не оставлять это без внимания; - терпеливо, последовательно и настойчиво помогать детям избавляться от нецензурной брани; - убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство; - убеждать, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди; -формировать непривлекательный образ человека, употребляющие бранные слова; -подчеркивать, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее. Вот какие Рекомендации и предложения педагогам по борьбе со сквернословием. (может еще какие будут предложения) 1. Психологам школы совместно с классными руководителями разработать систему занятий, тренингов по профилактике ненормативной лексики; 2. Классным руководителям включить в план воспитательной работы занятия по культуре речи, провести общешкольное мероприятие по теме «День борьбы со сквернословием»; 3. Оформление классов мотиваторами о добрых словах, оформление классных уголков для учащихся по теме «Вирус сквернословия»; 4. Провести родительское собрание по теме «Пути преодоления проблемы сквернословия»; 5. Разработать буклеты, памятки для учащихся (и родителям) по борьбе со сквернословием; 6. Наказание учащимся, использующих ненормативную лексику, работой (например, дополнительным дежурством по школе). Советы родителям, если ребенок говорит грубые слова. – самим не использовать в своей речи ненормативную лексику; - объяснить ребенку, что такие слова говорить нельзя; - показать, какими словами можно заменить грубость; - дать возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре; - уметь культурно отдыхать с детьми. Формула успеха семья + школа Проблема сквернословия преодолима, если совместными усилиями семьи и школы вести целенаправленную и систематическую работу.