Зайцева Юлия Владимировна
Проект «Сказки домовенка Кузьки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” — это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также речи и выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. Я разработала проектную работу «Сказки домовенка Кузьки», которую использую в работе с особенными детьми, ведь сказка– это один из древнейших и замечательных инструментов воспитания, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, так как, сказка воспитывает, развивает личность, формирует характер и при необходимости, корректирует поведение.
Целью проекта является:
- Снятие эмоционального напряжения.
- Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.
- Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим.
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивает чувство юмора; именно поэтому для себя я выбрала несколько направлений, о которых хочу рассказать:
1. Театрализованная пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковый театр
3. Настольный театр
4. Сказка на фланелеграфе
5. Игра – инсценировка
6. Игра – драматизация
7. Кукольный спектакль
8. Мини - музей
В группе создан большой выбор различных видов театра: театр на бамбуковых палочках, театр масок, фланелеграф, пальчиковый театр, настольный театр, театр «Би-ба-бо», театр резиновых игрушек, театр шапочек-зверят, магнитный театр. Куклы «Бибабо», например, помогают мне установить контакт с ребенком, ведь знакомый персонаж вызывает меньше страха и опасений, с ним малыш быстрее идет на контакт. Любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.
Пальчиковая гимнастика, преподносимая детям в нестандартном виде, позволяет сделать занятия более интересными, более увлекательными, более эмоциональными. Дети перестают замечать, что их учат. А это значит, что процесс развития мелкой моторики протекает активнее, быстрее, легче.
Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя, это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций.
Настольный театр - учит детей передавать эмоциональные состояния персонажей в процессе игры (радость, гнев, печаль, страх, удивление). Развивает у воспитанников зрительно-двигательную координацию. Закрепляет умение детей инсценировать понравившиеся сказки. Воспитывает партнерские взаимоотношения, чувство сопереживания в игре.
Фланелеграф - один из видов театральных технологий, это своего рода, оригинальная форма иллюстрированного рассказа, облегчающая понимание вербальных сообщений и обеспечивающая эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к устной речи.
Игра - инсценировка позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, позволяет ребёнку побыть как в роли «хорошего», так и «плохого» героя, понять причины поступка и возможные последствия.
Игра - драматизация – это участие детей в самых примитивных инсценировках с использованием масок, шапочек, эмблем и т. д., как правило помогает детям осваивать социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Кукольный спектакль - помогает педагогам, когда нет возможности вывезти детей в настоящий театр, например карантин, или отсутствие детских спектаклей в афише театра, тогда театр сам может прийти к нам в гости! Он вносит разнообразие в жизнь детей в детском саду, дарит им радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Мини – музей «Мишка косолапый» - это тоже своего рода театр, это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления и любования в шаговой доступности для детей; часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации игр; уголок самостоятельной деятельности, уединения; центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия; это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность.
Таким образом, использование сказок в работе с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, является весьма эффективным и многофункциональным средством. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит выстраивать монолог и диалог.
Сказка даёт ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.