Ирина Морозова
Проектная деятельность «Тольятти — мой город родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Мотив:
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди, с момента рождения, инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.
Публикация «Проектная деятельность „Тольятти — мой город родной“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Тольятти, мой город
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Наблюдая за детьми, я видела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии с изображением родного города, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними, я убедилась в том, что у детей поверхностные, зачастую, даже ложные представления о родном городе и его истории.
Модель 3-х вопросов:
Что мы знаем об этом?
(ответы детей)
Что мы хотим узнать?
(вопросы детей)
Как мы узнаем?
(ответы детей)
В нашем городе есть Автозавод.
Раньше город назывался Ставрополем.
Тольятти стоит на великой русской реке Волга.
Корабли по Волге тянули верёвками.
Тольятти находится рядом с Жигулёвскими горами.
Сколько лет нашему городу?
Почему наш город называется Тольятти?
Что было раньше на месте города?
Кто построил наш город?
Почему возили грузы по реке, а не по дорогам?
Почему наш завод называют "Автогигантом"?
Какие музеи есть в городе?
Откуда у нас электричество?
Есть ли в нашем городе герои?
Кто называет улицы?
И т. д. Спрошу у взрослых.
Спрошу у воспитателя.
Посмотрим фотографии.
Прочитаем в книге.
Сходим в музей.
Вывод:
У детей имеются базовые, поверхностные знания о родном городе, но вопросов, интересующих моих воспитанников, очень много и, как видим из ответов детей, способов получения ответов на вопросы - очень мало.
Виды работы:
• сбор информации;
• подбор иллюстративного материала;
• отбор художественной литературы, художественного материала;
• совместная и самостоятельная деятельность;
• создание уголка по проблеме проекта;
• выставки детских художественных работ;
• экскурсии;
• презентация проекта.
Участники проекта: воспитанники старшей группы (18 чел., их семьи, воспитатели.
Срок проекта: 3 месяца.
1 этап - Разработка проекта.
Цель:
Расширять представления детей об истории города, традициях, достопримечательностях и людях, имеющих непосредственное отношение к нашему городу.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его истории и культуре.
Формировать интерес к прошлому, настоящему и будущему Тольятти.
Формировать представления детей о последовательности событий в жизни города.
Углублять краеведческие знания.
Формировать уважительное отношение к историческим личностям, участвующим в жизни города.
Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
Знакомить с творчеством поэтов, писателей и художников, прославляющих наш город.
Знакомить со значимыми людьми нашего города (губернатор, мэр и т. д.)
Формировать бережное отношение к наследию Тольятти.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией.
2 этап - Перспективы планирования.
• рассказ воспитателя об истории развития и становления города;
• рассказ воспитателя о создании ГЭС;
• рассматривание фотографий и беседа на тему "Старый и Новый город";
• просмотр видеоматериалов;
• беседа на тему "Гордимся тобой, наш город родной!"
• беседа "Тольятти в творчестве поэтов и художников"
• встреча с тольяттинским писателем, поэтом и художником К. Ф. Рассадиным;
• встреча с ветераном ВОВ, поэтом, журналистом А. Ф. Куликовым;
• беседа об исторических названиях улиц;
• составление творческих рассказов "Как я люблю отдыхать", "Моя улица", "Животные и растения моего края", "Город, в котором я живу".
• целевые прогулки: по близлежащим улицам, в Парк Победы.
• экскурсии:
- краеведческий музей;
- ГЭС;
- памятник В. Н. Татищеву;
- семейная экскурсия в музей И. Репина;
- выставка детских работ "Я рисую "Ладу"
• работа по созданию выставки детских рисунков и поделок на тему "Тольятти - наш город родной";
• совместный труд с родителями по благоустройству детского сада (посадка кустарников, создание клумб, уборка территории);
• НОД.
3 этап - Реализация проекта.
Цикл НОД:
История возникновения родного города (3 апреля).
Вызван интерес и желание узнать больше об истории возникновения своего города. Формируем любознательность, активность. Знакомим с историей возникновения города: заселением местности калмыками, ролью В. Н. Татищева, промышленной жизнью старого Ставрополя.
История создания Жигулёвской ГЭС (6 апреля).
Даём детям представление о необходимости создания ГЭС, о её значении в истории нашего государства и города, о созидательном труде русского народа. Воспитываем чувство гордости за свой народ, создавший наш город.
История возникновения Волжского Автомобильного Завода(11 апреля).
Даём детям представление о масштабе строительства и о роли Автозавода в жизни нашей страны.
Архитектура и памятники города Тольятти (16 апреля).
Расширяем и закрепляем представления детей о достопримечательностях Тольятти, знакомим с архитектурными особенностями "старого" города и современных зданий. Воспитываем любовь к родному городу и уважением к тем людям, которые участвовали в его создании.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Рисование "Улица, на которой я живу", "Мой любимый детский сад", "Профессии моих родителей", "Как я отдыхаю".
Изготовление макета "Самарская Лука"
Выставки "Родная природа", "Воскресные зарисовки", "Городские достопримечательности".
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые: "Построим улицу города", "Наш театр", "Супермаркет "Бегемот", "Экскурсия по городу".
Дидактические: лото "Наш город", "Где находится памятник?", "Путешествие по городу".
Работа с родителями:
создание уголка "Мой город родной",
альбом "Наш любимый детский сад",
изготовление карт города Тольятти,
изготовление карт-схем "Дорога в детский сад",
макетирование "Наш двор",
выставка фотографий "Воскресные зарисовки",
экскурсия в музей И. Репина.
4 этап - Презентация проекта.
Игра-викторина "Знатоки родного города" (совместно с родителями).
Итог работы:
Воспитательная ценность:
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвующих в жизни города, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому, настоящему и будущему города. Появилась активность в поиске краеведческого материала, заинтересованность в посещении достопримечательных мест, театров, выставок, музеев вместе с детьми.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения Тольятти, о ГЭС и Автовазе, их значении для нашего государства.
Перспектива:
Создание книги о родном городе.
Литература:
1. Овсянников В. А. Ставрополь - Тольятти. Страницы истории Тольятти: издательство фонда "Развитие через образование", 1997;
2. "Ставроша", детская газета.