АЛЛА ПИОНТКОВСКАЯ
Проектная деятельность как эффективное средство творческого развития детей 7–10 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективное средство творческого развития детей 7–10 лет
В России за последнее время сделано много в области совершенствования воспитательной системы. Составлены проекты национальных стандартов образования. В соответствии с новыми требованиями представлена практическая творческая деятельность воспитанников, которая ранее считалась необязательной. Формирование привычных основ творчества у воспитанников, обогащение их интеллекта путём создания условий для развития творческой индивидуальности, а также приобщение к достижениям отечественной культуры.
Публикация «Проектная деятельность как эффективное средство творческого развития детей 7–10 лет» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Современные тенденции и направления развития визуальных средств обусловили необходимость обращения к развитию пространственного фактора интеллекта, умеющего эффективно реализовать познавательную и коммуникативную деятельность. Несмотря на значительное количество научных исследований, проблема развития творчества получила должное внимание у педагогов, специалистов образовательных учреждений. Педагогами разрабатывается воспитательная система по совершенствованию практических знаний у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной взаимодействовать с социумом, вести себя в нём, самостоятельно добывать и применять знания.
Одним из эффективных средств решения данных задач, как показывает практика, является метод педагогического проектирования как один из форм планирования и организации воспитательной работы, влияющая как на формирование компетентности самого педагога, так и выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития личностных качеств ребёнка, и, таким образом, повышающая качество воспитательного процесса по художественно – эстетическому развитию.
Значимость методических рекомендаций заключается в наработке, апробировании и педагогическом обосновании основ методики декоративно – прикладного искусства и поднятие эффективности эстетического воспитания детей в процессе кружковых проектных занятий. Актуальность проблемы определяется необходимостью реформирования методики обучения вышивания крестом. В период новообразований у воспитанников 7 – 10 лет формируются утончённые навыки работы с иглой, цветовосприятие, личностные качества (усидчивость, аккуратность, прикосновение к прекрасному.
Цель работы: изучение и применение на практике метода творческих проектов, организация эффективных способов работы (конструктивно – порциальный, комбинированный: индивидуально – групповой, личностно – ориентированный).
Задачи:
1. Выявить сущность метода проектов;
2. Показать необходимость методов творческих проектов;
3. Выявить роль воспитателя при использовании метода проектов на занятиях дополнительного образования.
Практическая значимость работы определена необходимостью реформирования жизнедеятельности ребёнка посредством включения в творческие формы работы в области проектирования и изготовления изделий.
Научная база творческих проектов
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Килпатрик, которого считают основоположником проектного метода в развитии и обучении. Педагог представлял педагогический процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивают и обогащают последующий опыт.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития развивающейся личности и одновременно формирование личностных качеств человека. Знания, приобретаемые ребёнком в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности ребёнка и взрослого, педагог образовательного учреждения организует воспитательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Под методом проектов понимается совокупность интеллектуально – познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов – стимулировать интерес ребёнка к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, я утверждаю, что проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (методика «Рукоделие»).
Исследование заключается в том, чтобы определить значение практических проектных занятий эстетического цикла в кружковой работе. Составление программы кружка «Волшебная нить» включило в себя системное построение тематических проектных занятий, основанных на разборе цветовой колористики, схемах построения растительных орнаментов, передаче различных образов. Воспитанники, подготовив кодеры, нарисовав по схеме в образах, воплощают на канве. Использование методики «Рукоделие» позволяет приобщить ребёнка к миру прекрасного, раскрыть сущностные характеристики, реализовать творческий потенциал. Цель моей методики активизирует частичную социализацию личности ребёнка с ОВЗ, его творческие возможности и способности Создаётся атмосфера доверия, в которой дети 7 – 10 лет чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать своё мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д. Как доказывает практика, метод проектов в образовательном учреждении адаптирован к разной возрастной категории с принятием их интересов.
Следовательно, метод проектов в воспитательной работе с детьми 7 – 10 лет на сегодняшний момент — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе образовательных услуг.
Исследуя художественный стиль «вышивка крестом», дети 7 – 10 лет передают особенности техники вышивания, своё мастерство. Проект явился воплощением искусно разработанных кружковых проектных занятий, в которых чётко обозначена творческая деятельность, художественно – эстетическая направленность.
Алгоритм выполнения работы:
1. Изучение содержательной основы техники выполнения вышивки крестом;
2. Выбор композиционной структуры;
3. Выбор цветовой фактуры;
5. Организация индивидуально – личностного подхода с опорой на субъектный опыт ребёнка.
Таким образом, проектная деятельность представлена в работе как особый вид совместной занимательной деятельности педагога и детей 7 – 10 лет, обеспечивающей развитие умений и навыков самостоятельной работы, потребности в созидательной деятельности, личностных достижениях.