Ольга Тростина
Проект «Знай и Помни! Детям О Войне»
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Аленький цветочек» №33
Проект
«ЗНАЙ И ПОМНИ! ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
Автор: Тростина Ольга Всеволодовна, воспитатель
г. Сургут,
2021 г.
Пояснительная записка
Аннотация
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.
Проект может быть реализован внутри коллектива детей (группы)
Ведение
Публикация «Проект „Знай и Помни! Детям О Войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Образовательный проект «ЗНАЙ И ПОМНИ! ДЕТЯМ О ВОЙНЕ» является универсальной формой работы со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми, направленной на военно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. У детей формируются чувство гордости за свой народ, свою страну, любовь к Родине, когда они слушают о подвигах и доблести советских людей. Дети с большим интересом узнают, как воевали солдаты и как самоотверженно трудились в тылу не только взрослые, но и дети.
Знание истории своей страны является очень важным этапом всестороннего развития личности.
Актуальность
Воспитание гражданина, патриота так особенно необходимо в условиях современного мира. Ребенок на примерах своих прадедов видит, как люди самоотверженно, преодолевая все невзгоды и лишения, двигались во имя идеи к светлой цели.
Патриотическое воспитание – важное и необходимое направление в работе образовательной организации.
Реализация проекта отвечает основным требованиям ФГОС ДО:
• деятельный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником;
• интеграция образовательных областей: социально-коммуникативного развития, речевого развития, художественно-эстетического, познавательного и физического развития;
• открытость образовательного процесса для семей воспитанников.
Цель проекта
Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через знакомство с военными событиями ВОВ (или развитие познавательной компетенции у старшего дошкольника через приобщение к истории России).
Задачи:
Создание условий для формирования у детей:
• знаний о ВОВ; гордости за ратный подвиг, совершенный защитниками нашей страны;
• любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите; любви к своей «малой родине»;
• формирования гражданского сознания, укрепления единства и целостности Российской Федерации;
• поиск новых форм работы для формирования у нового поколения национального самосознания, понимания нерушимости свободы Российской Федерации; неприкосновенности российских границ;
• воспитывать чувство патриотизма, уважение и заботу о ветеранах, любовь к Родине;
• расширять знания детей о Великой Отечественной войне, её героях, военных сражениях, военной технике, о памятниках героям ВОВ.
Практика реализации проекта
Основная образовательная программа ДО, реализуемая МБДОУ «Аленький цветочек» предусматривает изучение истории нашей страны и патриотическое воспитание.
Беседы проводятся с детьми в течении месяца (до и после Дня Победы). Содержание материала соответствует возрастным особенностям. Детям объясняются причины происхождения войн, но в случае с фашистской Германией – это было не только захват территории, но и уничтожение людей, не относящихся к арийской расе. Дети с благоговением слушают, как благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.
Все беседы проводятся на фоне репродукций картин на военную тематику.
Чтение художественных книг на военную тематику - ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне. Прочитанные рассказы и стихотворения помогают детям формировать знания о жизни и борьбе людей того времени. Детям был представлен рассказ, когда один из героев был ровесником слушателей. Для этого была прочитана книга Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».
Конечно, Детям помогает эмоционально погрузиться в атмосферу того времени - музыка. «Баллада о солдате», «В землянке», «Катюша», «Вставай страна огромная!» и другие, создавали особенное торжественное настроение и затрагивали глубинные струнки детских душ.
Практико-ориентируемой формой работы является проведение совместного с родителями мастер-класса по изготовлению Письма-поздравления Ветерану, которое было воспринято детьми с большим интересом.
Просмотр презентаций и фильмов является прекрасным помощником в разговорах на эту сложную тему. В эту форму работы активно подключаются родители. Родителям рекомендуется посмотреть вместе с детьми «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «А зори здесь тихие». В них дети видят тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, эмоции взрослых станут основой для формирования его отношения к войне.
Детям дается время подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Ребята высказываются и часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.
Концерт для ветеранов позволяет детям почувствовать причастность к этим печальным и торжественным моментам нашей истории.
Проводя всю эту работу, педагоги приобретают уважение и партнерские отношения с ребенком, повышают свои компетенции, укрепляют отношения со специалистами и социальными партнерами.
Педагоги имеют материал для обобщения и распространения педагогического опыта.
Дальнейшая работа с материалом:
- создание архива мероприятий в группе;
- использование материалов при распространении педагогического опыта среди коллег;
- использование материалов для проведения мастер-классов, семинаров, конференций;
- использование материалов для проведения проекта с другими детьми.
Основной результат:
• Ребенок имеет представление и социальный опыт, приобретая знания о ВОВ;
• Воспитание патриота – гражданина;
• Замотивированная активная речевая, познавательная деятельность ребенка, расширение словаря, знания истории
• Тесная взаимосвязь с родителями и социальными партнерами;
• Использование бесед, книг, фильмов, мастер-классов, концертов в образовательном процессе в ДОУ
• Атмосфера важности, торжественности, благодарности ветеранам, общности между детьми внутри группы и родительским сообществом.
Паспорт проекта
«ЗНАЙ И ПОМНИ! ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
Автор: Тростина О. В.
Тема проекта «история ВОВ»
Тип Информационно-практико-ориентированный, (социально-познавательный)
по виду: групповой, краткосрочный
Цель проекта :
расширять знания детей о Великой Отечественной войне, её героях, военных сражениях, военной технике, о памятниках героям ВОВ; воспитывать чувство патриотизма, уважение и заботу о ветеранах, любовь к Родине.
Задачи:
1. Для детей:
1. Расширить представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать к уважительному отношению к подвигу наших соотечественников.
2. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
3. Воспитать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
4. Сформировать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
2. Для педагогов:
1. Побудить детей к поиску материала по теме (литература, иллюстрации). Поддерживать интерес и за рамками проекта.
2. Познакомить детей с некоторыми героями ВОВ (их военными профессиями) и городами-героями, главными сражениями, военной техникой.
3. Создать условия для максимального «погружения» детей в данную тему, используя всевозможные дидактические средства, а также ИКТ.
4. Обмен опытом коллег по данной тематике.
5. Обогатить предметно-пространственную среду в соответствии с темой проекта.
6. Подготовить место для мини-музея и галереи Великой победы.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет, воспитатели, специалисты, родители, социальные партнеры.
Сроки реализации проекта два месяца.
Техническое и программное обеспечение, оборудование: Фотоаппарат, ПК, интерактивная доска, флэш-накопитель, видеокамера.
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представления о ВОВ: о героях, сражениях, военной технике;
- дети имеют представление о жизни людей в тылу: их самоотверженном труде во имя Победы;
- дети с глубоким уважением относятся к подвигу народа времен ВОВ;
- дети гордятся своей Родиной и чтят ее традиции;
- открытость образовательного процесса для родительской общественности.
Циклограмма реализации проекта
«ЗНАЙ И ПОМНИ! ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
тип проекта - Информативно-практико-ориентированный,
(социально-познавательный,
вид проекта – внутригрупповой
Этапы, сроки Основные направления реализации проекта
(мероприятия) Материалы и средства реализации проекта Примечания
1 этап: «установочный» Беседа. Расспросить детей о том, какие войны пришлось пережить нашей стране. Узнать, что дети слышали о ВОВ. Есть ли у них прадедушки или другие родственники, участвовавшие в ВОВ.
подготовительный этап: информативно-практико-ориентированный Предложить детям собрать весь материал по ВОВ (книги, картинки, фото героев (своих родственников) для галереи Победы, военную технику (для мини-музея) Предложить родителям помочь детям в подборе материала
Основной этап Оформление Галереи Победы и мини-музея. Изготовление стенгазеты для тематического творческого конкурса на уровне ДОУ. Репетиция и проведение концерта для ветеранов. Чтение рассказов о войне. Подготовка и проведение мастер-класса (совместно с родителями) «Письмо-поздравление Ветерану». Изготовление открытки Ветерану. Просмотр театральной постановки «Дети войны» школьной театральной студии. Викторина «По тропам войны». Рисование открытки «Салют Победы». Пилотки, георгиевские ленточки. Репродукции картин о войне, книги и игрушечная военная техника, принесенные из дома. Материал, необходимый для практических занятий. Родители принимают непосредственное участие во всех этапах проекта.
Заключительный этап Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей и галерею Победы.
Просмотр презентации «ВОВ глазами детей».
Возложение цветов (совместно с родителями) к Вечному огню.
Участие в акции «Бессмертный полк» Интерактивная доска, ПК
Этапы работы над проектом : (таблица с указанием сроков и деятельности участников проекта)
№
п/п Этап Период Деятельность
педагог воспитанник
1 Подготовительный
Постановка проблемы, выбор темы, распределение ролей в группе, выбор формы реализации проекта, составление плана
12.04.21 – 16.04.21 Изучение литературы. Ознакомление с опытом других педагогов. Подготовка сценария концерта для ветеранов. Беседа о ВОВ
2 Работа над содержанием проекта
Сбор информации, исследовательская работа, детское творчество
16.04.21 – 30.04.21 Подбор рассказов о войне, соответствующих возрасту детей.
Подбор материала для презентации. Прослушивание рассказов, просмотр фильмов о войне.
Оформление стенгазеты, галереи Победы и мини-музея.
3 Оформление проекта
Сборка необходимых материалов, оформление в итоговый продукт с указанием авторов
4.05.21 – 14.05.21 Методическое сопровождение
4 Представление результатов работы
Презентация проекта, публичное выступление, публикация результатов
17.05.21 Концерт для ветеранов.
Мастер-класс «Письмо-поздравление Ветерану». Продуктивная деятельность: аппликация - открытка Ветерану, рисование открытки – «Салют Победы»
Концерт для воспитанников. Просмотр презентации.
5 Рефлексия
Самооценка авторов проекта, отзывы
20.05.21 Проведение электронного опроса родителей через интернет-ресурсы Опрос детей о впечатлениях от мероприятий посвященных ВОВ. Что узнали? Чему научились? Что было сложного?
Итоги:
Ожидаемый и полученный результат (чему научились и какие знания приобрели)
• дети имеют представления о ВОВ: о героях, сражениях, военной технике; дети имеют представление о жизни людей в тылу: их самоотверженном труде во имя Победы;
• замотивированная активная речевая и продуктивная деятельность ребенка, расширение словаря, знаний, умений и навыков;
• дети с глубоким уважением относятся к подвигу народа времен ВОВ;
• дети гордятся своей Родиной и чтят великие даты ее истории;
• открытость образовательного процесса для родительской общественности;
• эффективное использование ИКТ
• атмосфера торжественности, доброжелательности, творчества, стремление к единой цели в детском коллективе и родительским сообществом;
• накопление материала по теме и распространение педагогического опыта
• педагоги приобрели опыт партнерских отношений с ребенком и родителем; повысили свои компетенции; почувствовали себя частью целого педагогического процесса, посвященного патриотическому воспитанию.
Результаты реализации проекта
1. Создан учебно-методический фонд военно-исторической направленности.
2. Создана модель военно-исторической среды для реализации задач патриотического образования и воспитания в ДОУ.
3. Повысилась компетентность педагогов, родителей воспитанников в вопросах патриотического воспитания детей.
Перспективы Проекта
Проект может быть востребован организациями ДОУ города, округа по совершенствованию образовательно–воспитательной работы военно-исторической направленности с дошкольниками.
Проект адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам, педагогам дополнительного образования, реализующих духовно-нравственное, патриотическое направления в воспитании дошкольников.
Практические рекомендации могут найти широкое применение при проведении семинаров, научно – практических конференций.