Ирина Мазитова
Проект «Здравствуй, Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая младшая группа
Актуальность: данный проект знакомит детей с особенностями жизни животных, птиц и человека зимой, позволяет сформировать у детей обобщающие понятия «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Одежда», «Головные уборы»; активизирует познавательный интерес в различных видах деятельности. Способствует развитию зрительного внимания, памяти, мышления, творческого потенциала детей при изготовлении поделок и использовании нетрадиционных материалов. Обогащает эмоционально – чувственный и нравственно – социальный опыт, закладываемый ребёнку в детстве.
Публикация «Проект „Здравствуй, Зимушка-зима“» размещена в разделах
Продолжительность: среднесрочный (1 месяц)
Тип проекта : творческий, познавательно – игровой.
Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети младшей группы и их родители.
Возраст: дети второй младшей группы.
Проблема: недостаточное знание детей о временах года.
Гипотеза: использование разнообразных форм работы с детьми расширяет кругозор ребёнка, способствует гармоничному сочетанию в играх речевой и физической активности детей, а так же развитию творческого потенциала, взаимодействию с родителями и специалистами.
Цель проекта : повысить уровень знаний детей об особенностях зимнего периода времени года, через просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы, НОД, игры, танцы, совместные поделки, слушание музыки и наблюдения на прогулке.
Задачи:
1. Познакомить детей с сезонными признаками зимнего времени года, особенностях проживания диких животных, зимующих птиц и человека в этот период.
2. Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия зимующих птиц в родительном падеже, названия жилища медведя зимой /берлоги/, формировать знание обобщающих понятий «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Одежда», «Головные уборы».
3. Упражнять детей в чередовании физической и познавательной активности, проводя дидактические, подвижные, пальчиковые игры и динамическую музыкальную паузу «Домашние помощники».
4. Развивать зрительное внимание, память, мышление, творческий потенциал детей при изготовлении поделок и использовании нетрадиционных материалов.
5. Прививать стремление позаботиться о ближайшем окружении: желание покормить птиц, найти животным дорогу домой, навести порядок, подготовиться к празднику и сделать подарок своими руками.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать у детей элементарные представления о зимнем времени года.
2. Ввести в словарный состав детей названия времён года, диких животных, домашних животных, зимующих птиц, зимних забав.
3. Активизировать познавательный интерес в различных видах деятельности.
4. Развитие наблюдательности и творческого потенциала.
5. Понимание трудностей и желание помочь птицам в зимний период.
6. Изготовление родителями кормушки для птиц.
7. Участие родителей в выставке «Новогодняя игрушка».
8. Совместное праздничное оформление группы.
9. Распространение опыта работы и размещение тематических материалов на сайтах.
Этапы реализации проекта :
1 Этап – подготовительный
* Обсуждение цели и задач воспитателя с музыкальным руководителем, детьми, родителями.
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
* Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по теме.
*Диагностика у детей знаний о зиме.
2 этап – основной (практический)
1. Беседы с детьми и цикл наблюдений, раскрывающих особенности зимнего периода времени года/снегопад, мороз, гололёд, иней, метель/. 2. Рассматривание иллюстраций зимней тематики. 3. Чтение художественных произведений известных авторов, заучивание стихотворений. 4. Художественно – творческая деятельность, отражающая зимние явления, с последующим праздничным оформлением. 5. Исследовательско – трудовая деятельность с водой и снегом. 6. Зимние забавы: катание на санках, с горки, в снежки. 7. Познавательно – развивающая игровая деятельность: подвижные, дидактические, пальчиковые, хороводные игры, игры – драматизации. 8. Вывешивание кормушек и кормление птиц. 9. Слушание музыкальных произведений, разучивание песен, танцев, хороводов для предстоящего праздника. 10. Консультации родителям 11. Совместная подготовка с родителями и сотрудниками к предстоящему празднику.
Содержание работы
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Где мы были, мы не скажем», «Будут на зиму дрова, гуси», «Соберём бусы», «Назови ласково», «Плохо или хорошо», «Назови одним словом», «Чудесная коробочка», «Сложи картинку», «Подумай и измени». Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на машине», «Кукла заболела», «У меня зазвонил телефон», «Мы идём гулять»», «Приходите в гости к нам». Пальчиковые игры «Мы во двор пошли гулять», «Снежинки», «Ёлочка», «Подарки», «Пирог», «Кормушка». Игры – драматизации «Курочка – Рябушка», «Репка», «Рукавичка». Хороводные игры
«Ёлочка», «Снежинки» «Поезд». Подвижные игры «Зайчата», «Кто дальше бросит снежок», «Провези санки по дорожке», «Через снежки по кругу», «Покатай куклу», «Санный поезд». Коммуникативная деятельность.
Беседы:
«Зимние деревья», «Зимующие птицы», «Сезонные и погодные явления», «Снег и лёд», «Труд дворника зимой», «Праздничное оформление улиц». Дыхательные упражнения: «Горячий чай», «Дед Мороз», «Сдуй снежинку», «Испеки пирожки», «Часы». Художественное творчество.
Рисование: «Снег идёт», «Морозные узоры», «Новогодние снежинки», «Ёлочка - зелёная иголочка». Аппликация: «Снеговик», «Варежки», «Новогодние бусы». Лепка: «Крепость», «Снеговички». Познавательно – исследовательская деятельность Игры со снегом: «Следы на снегу», «Рассмотри снежинку», «Ледяное стёклышко», «Согреем снег»; «Особенности зимней погоды». Наблюдения на прогулке за: морозным солнечным деньком, зимующими птицами, деревьями, морозными узорами, снежным покрывалом, метелью, снегопадом, трудом дворника. Трудовая деятельность: расчистка дорожек, сгребание снега для построек, очистка участка, укрывание кустарника снегом, подкормка птиц. Чтение художественной литературы: «Рукавичка», «Снегурочка и лиса», К. Чуковский «Ёлка», Е. Ильина «Наша ёлка», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Л. Ф. Воронкова «Снег идёт»; Музыкально – художественная деятельность: «Ёлочка» - муз. Бахутовой, сл. А. Круглова, «Блестят на елке бусы» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденова, «Зимняя пляска» - муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской; Продуктивная деятельность Рисование «Вот зима - кругом бело», «Падал беленький снежок»; Лепка «Мы скатаем снежный ком», «Снеговик»; Аппликация «Мишка косолапый»; «Зимняя шапочка». Тематические занятия «Зимнее покрывало», «Зимой на прогулке», «Птицы зимой», «Зимнее путешествие», 3 этап – заключительный
• Обработка результатов диагностики знаний детей о зиме в результате реализации проекта.
• НОД «Зимнее путешествие»
• Подготовка и совместное оформление с родителями группы к Новогоднему празднику
• НОД «Зимнее путешествие»
• Участие в выставке «Новогодняя игрушка»
• Консультация для родителей «Приметы Зимушки – зимы»
• Новогодний праздник
Работа на будущее:
*Приобщение родителей к созданию у ребёнка эмоционального опыта подготовки и проведения народных праздников, экологическому воспитанию. * Расширять знания детей о зимнем времени года и использовать современных педагогические технологии с учётом возрастных изменений. * Дальнейшее распространение опыта работы и публикация педагогических материалов на сайтах.