Оксана Савлукова
Проект «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Здоровый ребенок»
«Педагогический проект «Здоровый ребёнок» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, о средствах его укрепления, а так же использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Взяв тему проекта «Здоровый ребенок», видя ее актуальность и сложность, я стала искать пути решения этой проблемы.
Публикация «Проект „Здоровый ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Я проработала ряд научной и методической литературы, изучила основные документы, определяющие функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры
В своей работе я опираюсь и на программу В. Г. Алямовской «Здоровье», которая включает 4 основных направления развития и воспитания ребенка-дошкольника:
- обеспечения психологического благополучия;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- духовное здоровье;
- нравственное здоровье, приобщение к общечеловеческим ценностям.
В свою работу я беру ряд занятий из серии «Забочусь о своем здоровье».
В свою работу я беру алгоритм программы «Здоровье»:
от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.
Я познакомилась с программой Змановского Ю. Ф. «Здоровый дошкольник», которая носит комплексный характер и рассчитана на индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
Я проработала методическое пособие Глазыриной Л. Д., Овсянкина В. Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», М. 2000.
В своей работе я использую программу Князевой О. М, Стеркиной Р. Б. «Безопасность» и методические пособия к ней. В занятия с детьми дошкольного возраста я включаю материал по обучению детей безопасному поведению в детском саду, дома и на улице.
Основные цели и задачи:
I.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
1. Обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников.
2. Способствовать функциональному развитию органов (сердце, легкие и др.)
и систем организма (сердечнососудистая, дыхательная и др.).
3. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
4. Закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методы закаливания.
5. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Формировать и совершенствовать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.).
2. Сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
2. Способствовать развитию воли, целеустремленности.
3. Формировать позитивные качества характера.
4. Способствовать эмоциональному развитию детей.
Решение задач.
Для решения поставленных задач необходимы определенные условия. В нашем детском саду есть хорошо оборудованный спортивный зал, где проводятся утренняя гимнастика и физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. Зал оснащен современным физкультурным и нетрадиционным оборудованием. Есть хорошая спортивная площадка на территории детского сада, где проводятся физкультурные занятия на воздухе и различные формы активного отдыха детей. В ДОУ есть оснащенный медицинский кабинет, где проводится лечебно-профилактическая работа с детьми педиатром и медицинским персоналом, осмотры детей специалистами (окулистом, невропатологом, ортопедом и др.). Также функционируют хорошо оборудованные кабинеты психолога и логопедов.
В группе мы постарались создать физкультурно-игровую среду, которая способствует развитию детей.
В группе создан физкультурный уголок с современным физкультурным и нетрадиционным оборудованием. В уголке есть мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, шнуры, разноцветные флажки и ленты, мешочки с песком, кегли, ребристая доска, яркие атрибуты для подвижных игр в соответствии с возрастом детей. Все пособия и оборудование расположено в доступных для детей местах.
Также мы подбираем для детей демонстрационный материал и развивающие игры по валеологии, оформили альбомы по ознакомлению детей с различными видами спорта. Мы собираем много наглядного материала для проведения с детьми занятий и бесед по безопасности поведения в детском саду, дома и на улице.
В нашем микрокабинете в группе много методической литературы по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, наглядных пособий и диагностических методик по физкультурно-оздоровительному направлению.
Основные формы и средства формирования ЗОЖ.
Важным фактором формирования у детей ЗОЖ в дошкольном детстве является организация и систематическая реализация комплексного закаливания. С детьми мы проводим различные виды закаливания в соответствии с возрастом – полоскание горла прохладной водой, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам. Также используем контрасно-воздушное закаливание, солнечные ванны, босохождение и др. Использование одежды, не перегревающей детей в помещении и на открытом воздухе, - непременное условие эффективного закаливания. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, я стараюсь менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий
В работе с детьми дошкольного возраста я использую разнообразные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения. Благоприятное предметно-пространственное окружение призвано способствовать обогащению двигательного опыта и стимулировать решение детьми разнообразных двигательных задач, содействовать мобилизации их волевых усилий.
Также я увеличиваю динамический компонент различной деятельности детей: ввожу физминутки во время занятий, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями.
В течение дня я использую физические нагрузки различной степени интенсивности. В режиме большой интенсивности я провожу с детьми народные, подвижные, спортивные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники совместно с руководителем физического воспитания ДОУ на прогулке и в спортивном зале. В группе я провожу с детьми игры средней и малой подвижности.
Помимо традиционных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми я использую систему познавательно-игровых занятий, позволяющих сформировать у дошкольников сознательное отношение к собственному здоровью. Познавательный материал я использую на занятиях серии «Забочусь о своем здоровье», также и в любых режимных моментах: во время утреннего приема, бесед с ребенком, между занятиями, во время игровой деятельности.
С детьми я провожу пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.
Для укрепления здоровья детей и профилактики нарушений осанки и плоскостопия я с детьми провожу оздоровительные игры и упражнения, которые беру из методических пособий Галанова «Игры, которые лечат».
С детьми провожу упражнения, цель которых научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
* «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени.
* «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
* «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
* «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
* Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
В закаливающие мероприятия я включаю ходьбу по ребристой доске.
Некоторые массажеры мы делаем сами из бросового материала: из пробок, старых фломастеров и т. д.
Также провожу с детьми массажные упражнения, цель которых научить элементам самомассажа пальцев рук и ног, других частей тела.
Задачи валеологического образования я решаю на занятиях кружка «Здоровячок». В основу планирования кружковой работы я беру опыт работы педагогов «Учите детей быть здоровыми» (г. Тамбов, методическое пособие Шукшина С. Е. «Я и мое тело».
Использование здоровьесберегающих технологий.
В воспитательно-образовательной работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии:
- оздоровительные – закаливание, самомассаж биологически активных зон;
- развивающие – элементы ТРИЗ, моделирование, кроссворды, лабиринты, ребусы и т. д. ;
психотехнические (элементы цветотерапии, сказкотерапии, психогимнастики);
- динамические (дыхательную и пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию и др.).
Использование в комплексе всех здоровьесберегающих технологий позволяют развивать ребенка физически, умственно, психически и духовно.
Свою работу выстраиваю в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в ДОУ, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Я считаю, что для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и детского сада и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к ЗОЖ.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование.
Анкетирование помогает мне больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.
В работе с родителями использую традиционные формы работы (родительские собрания, конференции, консультации, информация в родительском уголке, в папках-передвижках, выставки методической литературы, а также новые: деловые игры, родительский лекторий, семейные гостиные.
Эффективность работы по формированию у детей основ ЗОЖ можно увидеть по результатам диагностики уровня физического развития детей и наличия у детей валеологических знаний и умений.
Такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического и валеологического развития детей.