Гулия Кашапова
Проект «Всё о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Полное название проекта : «Все о воде»
2. Автор проекта : Кашапова Гулия Халитовна.
3. Вид. Тип проекта : исследовательско - творческий, обучающий.
4. Цель проекта :
Развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.
5. Сроки проведения: 2009-2010 уч. Год
6. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы и их родители.
7. Возраст детей: 6-7 лет
8. Форма проведения: презентация.
Публикация «Проект „Всё о воде“» размещена в разделах
9. Ожидаемые результаты:
Воспитывать у детей бережное отношение к воде
Сформировать у детей систему знаний о том, что вода очень умный продукт, необходимый всем живым организмам на земле.
Вода неотемлемная спутница всего живого на Земле. Она –колыбель.
10. Обоснование: В ходе проведений опытов со снегом, с градом, с водой и т. д. беседуя, и рассматривая иллюстраций, наблюдая, за погодой, у детей возникли самые разнообразные вопросы:
• Что произойдет, если:
• Океаны и моря выйдут из берегов;
• На Земле закончится вода;
• Человек останется на 3 дня без воды?
• Что такое пар?
• Можно ли изменить цвет воды?
• Есть ли у воды запах?
Решили совместно с воспитанника и их родителями искать ответы на возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Все о Воде».
11. Проектная идея : Создать в группе музей – воды.
Введение – о воде.
Ученые подсчитали, 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными слова, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов. если учесть, что 75% пресной воды «заморожено» в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находиться под землей в виде грунтовых вод, а еще 0,5% «рассредоточено» в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источник воды – реки, озера и прочее наземные водоемы приходится чуть больше 0, 01% мировых запасов воды.
Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно подтверждают истину: самые ценные ресурсы – водные. И это еще не все. Не смотря, на свой казалось бы предельно простой химический состав, вода – одно из самых загадочных и «Аномальных» веществ на Земле. Достаточно упомянуть, что это единственное химическое вещество, которое существует в условиях нашей планеты одновременно в трех агрегатных состояниях – газообразном, жидком, твердом.
Без воды невозможно существование живых организмов. В любом организме вода является средой, в которой происходят химические реакции, без которых не могут жить живые организмы. Вода является самым ценным и самым необходимым веществом для жизнедеятельности живых организмов.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопророводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Задачи проекта :
1. В процессе создания музея воды, поощрять детей к самостоятельному выявлению свойств воды.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
3. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, умения выдвигать гипотезы и предлагать способы их разрешения.
4. Развивать речь детей, активизировать их словарь.
5. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Проблема:
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение бережному отношению к воде. И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования.
План реализации проекта.
№
п\п Мероприятия Сроки
Подготовительный этап
1 Создание инициативной группы детей Сентябрь
2 Подбор художественного слова о различных состояниях воды Октябрь
3 Рассматривание рисунков, фотографий, пейзажов Сентябрь-январь
4 Знакомство с литературными произведениями Октябрь-ноябрь
5 Загадывание загадок о явлениях природы, о воде Сентябрь
6 Использование подвижных, дидактических игр. Сентябрь
7 Заучивание стихов о воде, о круговороте воды в природе Октябрь
8 Родительское собрание на тему: «Участвуем в проекте «Все о воде»». октябрь
Основной этап
1 Проведение опытов- экспериментов:
I. Превращение воды.
II. Откуда берется дождь.
III. Со снегом и другие Ноябрь-декабрь
2 НОД по ознакомлению с окружающим: «Путешествие Капельки и ее волшебные превращения»
«Вода, вода. Кругом вода»
«Уроки Айболита»
НОД по рисованию:
«Речка, которую я видел»
«Что увидел родничок»
«Веселая, грустная речка»
НОД по конструированию:
«Кораблики» Ноябрь
март
май
сентябрь
октябрь
ноябрь
апрель
3 Экскурсии на родники: «Варлан» и «Кара тэп» Май
4 Сбор материала для создания музея Январь
5 Сбор и зарисовка, описание, различного состояния воды Ноябрь-декабрь
Заключительный этап
1 Конкурс «Вода в нашей жизни» декабрь
2 Создания музея «Воды» и дополнение материалами уголка экспериментирования. Февраль
Подготовительный этап.
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Очень важно научить моих детей бережно относиться к воде. Наблюдая, на прогулках за каплями росы, дождя сверкающим снегом, слушая звон весенней капели. Мы с детьми учимся видеть красоту природы. Знание свойств воды носит как бы вспомогательный характер: оно помогает понять особенности среды обитания водных организмов. К примеру: вода прозрачная. Пропускает солнечные лучи, следовательно. В реках, озерах, морях живут растения и различные организмы.
У нас в группе есть аквариум. Наблюдая, за рыбами, травами в аквариуме знакомились со свойствами воды: вода бывает теплой, холодной.
Во время бесед вспоминала с детьми правила поведения в природных условиях. Если для жизни растений и животных нужна вода, значит, наши водоемы должны быть чистыми, незамутненными. Из этого мы делаем вывод – во время отдыха на реке. Пруду, озере. В родниках вести себя экологично грамотно.
Часто вместе с детьми рассматривали зимние, весенние, летние пейзажи и смело можем утверждать, что вода, как волшебница, умеет превращаться в дождь. Снег, росу, лед и т. д.
На этом этапе знакомила детей с произведениями: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька», Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик», Г. К. Андерсена «Дюймовочка», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», где вместе с детьми обсуждали поведения героев, почему они так поступают, и что надо всем делать, чтоб ничего не случилось.
Провели с детьми вечер загадок и отгадок о воде, о явлениях природы. Разучили подвижные игры: «Мы капельки», «Мы большие киты»
Дети, заинтересовались, и у нас в группе создалась инициативная группа детей. После этого мы вместе с родителями провели родительское собрание на тему «Участвуем в проекте – «Все о воде»»
На следующем этапе поставила перед детьми проблему: все ли дети хорошо знают: откуда появляется вода и для чего она нужна. Познакомила с целью проекта и ее задачами.
На основном этапе мы с детьми провели НОД по ознакомлению с окружающим : «Путешествие Капельки и ее волшебные превращения», «Вода, вода. Кругом вода», «Уроки Айболита»
НОД по рисованию: «Речка, которую я видел», «Что увидел родничок», «Веселая, грустная речка»
НОД по конструированию: «Кораблики». Этим корабликам из голубых полосок ткани разной длины сделали речку и ручейки. Задачей было разложить так, голубые полоски, чтобы ручейки с корабликами впадали в большую реку.
В процессе подготовки к этому проекту, проводили очень много опытов и экспериментов: 2превращение воды». «Откуда берется дождь», опыты со снегом и другие. Дети не только сами заинтересовались, но и привлекли своих родителей. Совместно с детьми и родителями посетили родники «Варлан», «Кара тэп». По рассказам бабушек мы узнали, что воды родников самые чистые, самые прозрачные, хрустальные, холодные, лечебные.
Организуя, работу с детьми старалась, чтобы они не просто были слушателями наблюдателями, а полноправными их участниками. Хотелось, чтобы каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатные растения – оно погибло по твоей вине и др.
На заключительном этапе нашего проекта мы создали музей «Воды», где были показаны все три состояния воды: жидкое, газообразное, твердое; собрали материалы для проведения опытов. Была проведена практическая работа в каждой семье, поэтому родителям был объявлен конкурс «Вода в нашей жизни». Родители вместе с детьми предоставили небольшие рефераты об использовании воды во всех сферах жизни, об использовании водных ресурсов.
Организационные формы работы над проектом
№п\п Форма работы Количество дней
1 Групповое обсуждение Ежедневно
2 Самостоятельная работа детей Ежедневно
3 Индивидуальные беседы. консультации с родителями Ежедневно
4 Опыты эксперименты 1 раз в неделю
5 Наблюдения прогулки 1 раз в неделю
6 Экскурсии 1 раз в неделю
7 НОД по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по рисованию, по физ. Культуре, по конструированию 3 раза в неделю
Критерии оценки качества выполнения проекта
Положительные:
- использование всех видов деятельности
- применение наглядного материала
- самостоятельность детей
- личный опыт
Отрицательные:
- пассивность родителей
- неумение детей работать подгруппами
- большая загруженность разными
Видами деятельности
Показатели эффективности работы:
Знание детей о оде
Знание о свойствах воды
Осознанное, понимания значимости воды в жизни живых организмов.
Осознание детьми бережного отношения к воде.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Закон «Об образовании» в редакции Федерального закона от 11.12.2007 №309 Ф. З.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г №655 «об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
3. Федина Н. В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008- выпуск 1(16).-С. 4.
4. Федина Н. В. Основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Региональное образование: современные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С. 104-109.
6. Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С. 40-45.
7. Скоролупова О. А., Федина Н. В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.
8. Федина Н. В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С. 6-7
9. Художественное пособие «Путешествие Капельки Капы» младший дошкольный возраст
10. Г. А. Денисова «Удивительный мир воды». Москва «Просвещение», 1981г. Экологическое воспитание ребенка. Самара, 1992г.
11. Плешаков А. А. «От земли до неба» Атлас – определитель. Москва, 2006г.