Татьяна Саранцева
Проект «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Умелые пальчики» (старший дошкольный возраст) Длительный проект.
Тип проекта : групповой, социально- педагогический, творческий.
Проблема: С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,
взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, который нужно им передавать.
Мало того, хочется, чтобы эти знания были усвоены не механически, а осмысленно.
Для того, чтобы помочь детям справиться с этими сложными задачами,
нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это –
Публикация «Проект „Умелые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие
отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует
сделать, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос
существом
социальным?
Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего
поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если
же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций
задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и
не полностью.
М. М Кольцова в своей «Ребенок учится говорить» указывает на то, что
речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от
пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками
тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой
мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что
движение рук тесно связано с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют
в равной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,
так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать
технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и
интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и
речевую функцию ребенка.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста
компенсирующей направленности с задержкой психического развития, воспитатели, дефектолог,, родители.
Срок реализации: длительный
Цель проекта : Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и
нетрадиционные методы. Укрепление здоровья детей.
Задачи проекта :
Коррекционно - образовательные задачи:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук;
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие коррекционной и мелкой моторики;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;
- упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения
рук пальцев;
- совершенствование двигательной памяти;
- развитие речемыслительной деятельности;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса,
дикции, выразительности речи.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- создание положительного эмоционального фона;
- воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;
- формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание внимания к обращенной речи;
- развитие чувства уверенности в себе;
- формирование умения радоваться, достигая цели;
- формирование коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1. Изучение методической литературы по теме;
2. Диагностика развития мелкой моторики детей.
Задачи. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.
3. Составление перспективного плана проектной деятельности.
4. Подготовка предметно – развивающей среды.
5. Подборка игр с элементами самомассажа, пальчиковой гимнастики.
6. Разработка картотеки пальчиковых игр со стихами, игр для развития мелкой моторики рук с
использованием нестандартного оборудования
7. Подбор материала для штриховки, обводки, дорисовки, рисованию по точкам. Лабиринты.
8. Приобрести: массажные мячики, платочки, коврики, крупные и длинные бигуди,
прищепки, счетные палочки, решетки, зубные щетки, бусы, резиночки для волос, щетки.
Разноцветные крышки, фасоль, горох, бусинки, пуговицы, макаронные изделия, цветные нитки,
коктельные палочки, веревочки, емкости для льда.
9. Подбор: мозаики, мелких игрушек, природного и бросового материала
10. Мониторинг сформированности педагогической компетенции у родителей.
Задачи. Определить уровень педагогической компетенции у родителей.
11. Разработка консультаций, бесед с родителями. Практикумы.
Задачи. Сформировать у родителей интерес к проекту, распределить обязанности между участниками проекта.
Основной этап
1. Пальчиковые игры со стихами, как компонент утренней гимнастики, физминуток, минуток отдыха, свободная
деятельность, специальные занятия.
2. Графические задания, задания с трафаретами, обводками, индивидуальные тетради.
3. Силуэтное вырезание. Лепка. Рисование.
4. Пальчиковые игры с разными предметами (катушками, прищепками, орехами и т. д.)
5. Игры, требующие определенных ручных умений (мозаики, конструктор, пальчиковые тренинги, лабиринты)
6. Организация выставки пособий для родителей «Как умелые ручки язычку помогали»
7. Проведение конкурса среди детей и родителей на лучшую игру
8. Создание медиа -копилки для родителей «Домашние игры»
Заключительный этап
1. Итоговая диагностика развития мелкой моторики
2. Посетить с детьми младшую группу, с целью познакомить малышей с пальчиковыми играми нетрадиционными
методами и подарить игру «Обведи силуэт»
3. Родительское собрание в форме игрового – тренинга с детьми.
4. Итоги конкурса «Лучшая игра»
5. Оформление фотовыставки «Ум на кончиках пальцев»
6. Оформление компьютерной презентации «Веселые пальчики»
7. Выступление на педсовете
Предполагаемые результаты
Итоговый результат:
Развитие мелкой моторики дошкольников.
Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.
Практический результат:
Копилка для родителей «Домашний игры».
Выставка «Лучшая игра».
Пособия и игры по развитию мелкой моторики.
Картотека.
Создание фотоальбома «Игротренинг».
Создание и разработка новых игр на развитие мелкой и крупной моторики.
Заключение
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы
деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в
дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства
современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять
объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и
методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом этой работы будет проявление
интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем,
как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также
писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным
ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому нужно стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что
он что-то сделал сам, учить тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная
работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями
способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры
головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Методическое обеспечение
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Москва, Детство-Пресс, 2014
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. :ООО Издательство
АСТ, 2000.
4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. :
Издательский Дом Литера, 2005.
5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
6. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издатель-ский Дом Литера, 2004
7. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005
8. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, Издательский Дом Литера, 1991