Ольга Ширяева
Проект «Улицы нашего села»
Вид проекта : информационно - творческий
Участники: педагоги, дети старшей логопедической группы, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Итоговое мероприятие: игра – викторина «Знатоки села Дуван»
Актуальность
Актуальность проекта заключается в необходимости расширения знаний детей о родном селе, воспитания любви к родной земле. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах.
Публикация «Проект „Улицы нашего села“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, потому что на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном селе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией. В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознание себя частью семьи, села. Поэтому одним из приоритетных направлений работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего села, был разработан и реализован информационно - творческий проект «Улицы нашего села».
Цель: Формирование патриотических чувств у детей 5 - 6 лет посредством ознакомления дошкольников с названиями улиц нашего села и историей их происхождения.
Задачи:
Обучающие.
Формировать представления о видах поселения людей, родных и близких местах с включением сведений исторического характера: национальных культурных ценностях, знатных земляках (их деятельность, вклад в жизнь села, личностные качества).
Развивающие.
Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение, а также познавательную инициативу.
Воспитательные.
Воспитывать чувство гордости за свой край.
Интеграция ОО:
Социально – коммуникативное развитие – расширение представлений о родном крае. Знакомство с названиями улиц, названных в честь знаменитых людей села, в котором живут дети.
Познавательное развитие – расширение знаний о селе, в котором мы живём; развитие в детях чувство любви и гордости к своему селу, уважение к традициям; развитие у детей интереса к истории родного села.
Речевое развитие – пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей об истории знаменитых улиц нашего села. Поощрение стремления детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Физическое развитие – развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умения творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Художественно – эстетическое развитие – учить передавать характерные особенности домов и зданий родного села; воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемый результат:
Узнают исторические места и названия;
Узнают людей - земляков, в честь которых названы улицы;
Будут с уважением относиться к историческому прошлому своего села и бережно – к его достопримечательностям.
Взаимодействие с родителями:
Размещение информации для родителей: оформить папку - передвижку «Знаменитые люди нашего села»;
провести круглый стол «Путешествие по малой родине»,
Предложить родителям провести с детьми экскурсию по улицам Рудакова, Михляева, Комарова.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Разучивание с детьми дома стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
Оформить альбом «Достопримечательности нашего села»
Взаимодействие с другими организациями:
Сотрудником Дуванской модельной библиотеки Свечниковой Н. А. проведено мероприятие для детей «Тайны малой Родины»
Этапы проекта.
1этап – подготовительный
Определение темы и цели проекта.
Определение уровня знаний детей о селе, в котором они живут.
Разработка плана осуществления проекта.
Сбор и накопление материала, подбор информации, работа с литературой, беседа с детьми, составление презентации «Улицы нашего села».
2 этап – работа над проектом
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса осуществлялась интеграция детских видов деятельности: познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, двигательной, игровой.
3 этап. Заключительный.
Итоговое мероприятие: игра – викторина «Знатоки села Дуван»
Цель: закрепление знаний о родном селе и его достопримечательностях.
План реализации проекта :
1 неделя:
Беседа «Наше село», просмотр видеофильма «Дуван - село родное»
Цель: Развитие и активизация словаря детей на основе углубления знаний о родном селе, и его улицах.
Рассматривание фотоальбома «Наша малая родина - Дуван».
Цель: Развитие и активизация словаря детей на основе углубления знаний о родном селе.
Дидактическая игра: «Угадай улицу по первой букве»
Цель: Совершенствование фонематического слуха: называние улиц с определённым звуком.
Беседа «Моя улица»
Цель: Знакомство с названиями улиц, на которых живут дети.
Целевая прогулка по улице Михляева
Цель: Развитие знаний детей об одной из знаменитых улиц села.
2 неделя:
Чтение стихотворений о родном крае.
Цель: Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе.
Конструирование «Строим село»
Цель: Закрепление умения сооружать постройки, объединённые общей темой – «Дома в селе».
Подвижная игра «Весёлый светофор»
Цель: Развитие у детей интереса к спортивным играм.
Составление рассказов о селе Дуван.
Цель: Совершенствование умения составлять рассказы о родном селе.
Экскурсия в библиотеку.
Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по селу Дуван»
Цель: Развитие творческого воображения, способности совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Выставка рисунков «Моя улица»
Цель: развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.
Игра – викторина «Знатоки села Дуван»
Цель: закрепление знаний о родном селе и его достопримечательностях.
Заключение.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация воспитательно - образовательного процесса способствует у детей: расширению знаний о родном селе, развитию в детях чувства любви и гордости за своё село, проявлению уважения к традициям, развитию у детей интереса к истории родного села.
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формировать патриотические чувства у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна и необходима тема изучения родного села. Проект заинтересовал детей и взрослых.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, осуществлялась интеграция образовательных областей. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме.