ирина буреева
Проект «Территория реабилитационного центра — место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Внедрение инноваций в работу реабилитационного центра - важнейшее условие совершенствования социальной системы. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, программ). Развитие ГБУ «СРЦН Краснооктябрьского района», переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Публикация «Проект „Территория реабилитационного центра — место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие собственной воспитательной деятельности.
Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества воспитательного процесса в реабилитационном центре.
Актуальность проекта
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема воспитательного процесса в реабилитационных центрах – потеря живости, притягательности процесса познания. Работники реабилитационного центра осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
В современной педагогике используются интегрированные методы воспитания. Особое место занимает интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей воспитанников и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод.
Одной из важнейших задач воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
Основным принципом создания соответствующей среды для воспитанников является выделение ее развивающего начала. Среда учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития воспитанника и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить воспитанникам возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания ребят через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок воспитанников. Коллектив реабилитационного центра решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории ГБУ «СРЦН Краснооктябрьского района», соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья и кустарники будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам воспитанников, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.
Проект по благоустройству территории «Территория реабилитационного центра - место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников» - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами программ воспитателей центра. Методически грамотная организация развивающей среды необходима для освоения нами, педагогами, технологий проектной деятельности, направленных, как на содействие развитию психических процессов, так и на усвоение умений, норм и правил.
Название проекта : «Территория реабилитационного центра - место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников».
Направление деятельности проекта : благоустройство и декоративное оформление участков, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными, скульптурными и игровыми формами территории реабилитационного центра.
В проекте примут участие : социальный педагог, педагог-психолог, заведующая стационарным отделением, заведующая дневным отделением, воспитатели, техник.
Сроки реализации проекта : июнь 2022 - август 2022 гг.
Целью проекта явилось создание эмоционально - благоприятных условий пребывания воспитанников в учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы реабилитационного центра.
Идея создания экологического пространства в ГБУ «СРЦН Краснооктябрьского района» легла в основу следующих задач проекта :
1. Создание своего «образа» территории реабилитационного центра;
2. Создание комфортных условий для развития личности воспитанника;
3. Воспитание бережного отношения к природе и к окружающему миру.
4. Улучшение художественного оформления участка центра.
5. Активизация творческого потенциала педагогов;
6. Развитие креативности у сотрудников реабилитационного центра и воспитанников;
7. Отражение в деятельности творческой группы названия проекта «Территория реабилитационного центра - место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников»;
8. Создание единого пространства воспитанников, педагогов.
Гипотеза: я считаю, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри реабилитационного центра, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов воспитанников, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
План реализации проекта
1 этап (июнь 2022г.)
1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
2) составление карты - схемы расположения объектов (приложение);
2 этап (июль-август 2022г.)
1) реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, огородов в соответствии с проектом;
- создание зон эмоциональной разгрузки для детей;
- восстановление, реконструкция, строительство малых архитектурных форм.
3 этап (3 декада августа 2022г.)
- презентация проекта.
Ожидаемые результаты
1. Благоустройство территории в соответствии с экологическим направлением деятельности реабилитационного центра;
2. Отражение в деятельности творческой группы и в создании образа реабилитационного центра названия проекта «Территория реабилитационного центра - место для игры, отдыха и познавательного развития воспитанников»;
3. Удовлетворенность деятельностью реабилитационного центра со стороны воспитанников;
4. Гармоничное формирование разных видов отношения воспитанников к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Аннотация проекта
Проект предполагает создание на территории нескольких тематических функциональных зон:
- Зона «Веранда» - игровая зона со сценой для выступлений;
- Зона «Клумба из колес» - выращивание рассады декоративных растений, клубники;
- Зона «Бабушкин дворик» - игровая площадка, организованная в деревенском стиле с использованием предметов интерьера деревенского старинного двора, на котором можно видеть домашних животных и птиц, дом.
- Зона «Плетень» - экологический уголок;
- «Зона «Прудик» - экологический уголок;
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом воспитанников или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности воспитанника, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Принципы, способы, методы и приемы работы над проектом
Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории центра; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.
Способы, методы и приемы работы:
1. Создание в центре условий для познавательного развития воспитанников : развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
2. Подбор и размещение растений в уголках природы в соответствии с их биологическими особенностями.
3. Экологическое воспитание и познавательное развитие во время экскурсий.
4. Детские праздники познавательного и игрового содержания, разработка сценариев, проведение на участке реабилитационного центра.
5. Прогулки, экскурсии, походы с воспитанниками на природу. Знакомство их с лесом, прудом, лугом, поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания.
Выводы и практическая значимость проекта
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательного процесса в нашем центре, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Результаты работы данного проекта окажут как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень воспитания, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов способствует формированию у воспитанников чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Педагоги, объединив усилия, создадут для воспитанников интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Таким образом, проект благоустройства поможет решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания через знакомство с окружающим растительным миром; создаст комфортные условия для прогулок воспитанников. А также позволит осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания воспитанников в центре, обеспечения эстетики при благоустройстве территории центра.
Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Перспективы на будущее
Для того, чтобы территория реабилитационного центра соответствовала задуманному предстоит еще много сделать. В перспективах на будущее - создание экологической тропы, дорожки здоровья. Конечно это планы не на один год. Но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов.
Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта:
1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание).
2. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей учащихся: проектные работы, участие в конкурсах и фестивалях.
3. Создание программ кружков, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
4. Создание аудио-, видео-, медиатек по работе проекта.
Ожидаемые результаты:
- повысить уровень экологической культуры и социальной компетентности воспитанников (о чем свидетельствуют данные сравнительной диагностики);
- преобразовать предметно - игровую среду реабилитационного центра;
- пополнить методическую базу центра по экологическому воспитанию.