Ольга Дёмина
Проект «С чего начинается Родина» (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина
Проект
«С чего начинается Родина».Часть первая.
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через
формирование чувства принадлежности
своей семье, городу, стране.
Паспорт проекта «С чего начинается Родина».
Вид проекта:
Информационно - практико - ориентированный.
Продолжительность проекта один год.
Срок реализации: с сентября - май.
Публикация «Проект „С чего начинается Родина“ (часть первая)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта: дети 4-5 лет, педагоги, родители.
Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Познание».
Введение.
«Годы детства- это прежде всего воспитание сердца», -писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации н7а 2005-2010 годы» определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи. Системе образовании я принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Воспитывать патриота нужно с детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь первым звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего кропотливую работу.
Н,А Добролюбов считал, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотъемлемо от воспитания в нём гуманных чувства: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В. А Сухомлинский считал, что малых лет важно, важно воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим гражданином и человеком.
Актуальность.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День единства, День Российского флага, молодое поколение забывает русскую культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей от родителей. На второй план отходят доброта, милосердие. В молодых семьях вопросы патриотизма не считаются важными, и вызывают недоумение.
Начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятель такую деятельность ребенок организовать не сможет. Это должны делать взрослые, т. е формировать:
• Любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, улице, стране;
• Приобщение к родной природе, культуре традициям;
• Воспитание уважения к труду;
• Формировать представления о России, о Москве как о столице России;
• Знакомство детей с символами государства;
• Толерантное отношение к другим народам.
Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотический чувств у детей 4-5 лет.
Задачи:
• Формирование первичных представлений о семье (умение называть членов семьи, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о семье).
• Формировать представлен6ие о Родине, на основе ознакомления с объектами ближнего окружения: детский сад и его территория, название родного города, домашнего адреса.
• Дать первоначальные сведения о Родине, как государстве, в котором мы живём (столица, символика, знаменитые россияне).
Принципы реализации проекта.
В основу реализации проекта положены следующие принципы:
• Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Принцип личностно- ориентированного общения - в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
• Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родной детский сад.
• Принцип наглядности – широкое представление соответствующей наглядности: иллюстрации, фотографии памятников, пейзажей, достопримечательности, т. д.
• Принцип последовательности предполагает планирование познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали постепенно.
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересен, увлекательным.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
• «Моя семья».
• «Мой детский сад».
• «Мой город».
• «Моя Родина».
Блок «Моя семья».
В рамках этого блока дети получают знания о своём ближнем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются знания представления детей о занятиях, именах близких людей, традициях.
Блок «Мой детский сад».
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и её помещения, познакомить с помещениями детского сада и их назначением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых.
Блок «Мой город».
Дать основные сведения о своём городе (домашний адрес, название города, достопримечательности, виды транспорта, городские здания и их назначение). Воспитывать гордость за свою малую родину.
Блок «Моя Родина».
Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн). Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами (Ю. А Гагарин-первый человек в космосе, А. С Пушкин – знаменитый русский поэт, В. В Путин- президент России). Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна.
Формы работы.
• Дидактические игры
• Беседы.
• Выставки.
• НОД (непосредственно образовательная деятельность)
• Сюжетно ролевые игры.
• Целевые прогулки.
• Подвижные игры
• Анкетирование родителей.
• Кружки по интересам.
• Праздники.
• Развлечения.
• Чтение художественной литературы.
• Экскурсии.
Ожидаемые результаты.
• В результате решения проблемы, дети получили необходимую информацию о своей семье: умеют называть членов семьи по именам, рассказывать о семенных традициях, составляют короткий рассказ о своей семье.
• Пополнились и углубились знания детей о трудовой деятельности людей, работающих в детском саду (умеют называть профессии сотрудников детского сада, называют помещения детского сада, знают элементарные правила культуры поведения в детском саду, общественных местах, правила общения с взрослыми).
• Систематизировались знания детей о Родине на основе ознакомления с объектами ближнего окружения
• Дети умеют отличать гимн, флаг, герб России от других, знают что – столица нашей Родины - Москва; знают имена 2-3 знаменитых россиян (Ю. А. Гагарин-первый космонавт, А. С. Пушкин – великий русский писатель, В. В. Путин – президент России);
• Ребята знают основные правила общения в семье, друг с другом, с взрослыми.