Татьяна Киселева
Проект «Робототехника для всех» для детей дошкольного и начального школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ «Робототехника для всех»
Подготовил: старший воспитатель Киселева Татьяна Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Публикация «Проект „Робототехника для всех“ для детей дошкольного и начального школьного возраста» размещена в разделах
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Образовательный комплекс МОУ «Гимназия №9» с 2022 года является участником регионального проекта «Предшкола. Подмосковный стандарт», что заставило нас пересмотреть взаимодействие дошкольного и начального школьного отделений гимназии, искать новые пути в рамках преемственности образования на различных этапах, усиления подготовки детей к школе, обновления методологической и материальной базы образовательной организации.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и не сдает своих позиций, а наоборот, только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями, и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них на этапе дошкольного детства.
Использование робототехнических конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного и начального школьного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В дошкольном отделении МОУ «Гимназия №9» в рамках дополнительного образования ведется систематическая работа по направлениям технического творчества, программирования и робототехники, особое внимание уделяется созданию техносферы детских садов – приобретены различные конструкторы, в том числе робототехнические, которые используются в совместной и самостоятельной деятельности детей. Активно используется технология STEAM-образования как вектор развития инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.
В начальных классах МОУ «Гимназия №9» проходят занятия по робототехнике, позволяющие органически сочетать в учебной деятельности умственное развитие и воспитание ребёнка с учётом современных достижений в области информационно-компьютерных технологий и средств робототехники. Технологическая основа курса базируется на платформе WeDO версии 2.0, разработанной компанией Lego Educations с учётом базового набора компонентов.
В основе курса лежит авторская концепция реализации специфики дисциплины «Робототехника» для интеллектуального и творческого развития личности, которая предполагает большие возможности этой дисциплины, как в формировании особого способа мышления детей (пространственного, логического, алгоритмического, так и в освоении ими универсальных методов моделирования средствами механики и робототехники.
В связи с этим становится актуальным вопрос организации взаимодействия дошкольного и начального школьного отделений в рамках систематизации непрерывной образовательной деятельности по программированию и робототехнике; разработке методического обеспечения; усовершенствования образовательной среды через создание Центров коллективного пользования, Центров детских инициатив, обеспечивающих развитие личности каждого ребенка, в процессе индивидуальной творческо-предметной деятельности, основанной на освоении новых технологий, таких как робототехника.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования завершилось формирование единого образовательного пространства и обеспечение преемственности всех ступеней образования. Образовательная политика вопрос преемственности дошкольного и начального уровней образования рассматривает как одно из условий непрерывного образования ребенка.
В Законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в п. 4 статьи 2 говорится о том, что уровень образования определен как «завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований».
Вопросы преемственности дошкольного и начального образования остро обозначены в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов НОО и ДО. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. В настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Традиционные методы обучения часто ограничивают естественную детскую способность учиться, так как предполагают достижение заранее известного данного решения, двигаясь к нему определёнными типовыми путями. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на умение решать проблемы творческого и поискового характера. Образовательная среда технической направленности, в том числе робототехника, помогает реализовать требования новых стандартов обучения. Робототехника предлагает детям проблемы, даёт им инструменты, позволяющие найти своё собственное решение. Благодаря этому дети испытывают истинное удовольствие подлинного достижения успеха. Взаимодействие в конструировании и программировании строится таким образом, что детям требуются знания из различных областей: от искусства и истории до математики и естественных наук.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ДО, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования», то есть формирование информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС ДО. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию, в том числе робототехнике.
Таким образом, актуальность проекта связана с реализацией преемственных связей в целях, задачах, содержании, средствах, формах, методах обучения и воспитания к качеству образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, достижению ими планируемого результата образования.
ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА.
Инновационность проекта заключается в
• систематизации образовательной деятельности по робототехнике для детей от 5 до 11 лет;
• расширении взаимодействия с семьей при реализации проекта;
• создание Центров коллективного пользования, Центров детских инициатив для использования робототехнических конструкторов нового поколения в образовательном процессе МОУ «Гимназия №9» на всех этапах образования.
ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В реальной практике образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Проведя анкетирование педагогов и родителей, были выявлены противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
• требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с обучающимися, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением образовательной организации для реализации программ технической направленности, а также отсутствием преемственности целенаправленной систематической образовательной деятельности по техническому творчеству в дошкольном и начальном школьном этапах;
• необходимостью создания в образовательных учреждениях инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию технических навыков у обучающихся, и отсутствием программ работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивно-модельной деятельности на развитие личности обучающихся.
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения программ технического творчества в образовательном процессе детского сада и начальной школы, что позволит создать благоприятные условия для приобщения обучающихся к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
При реализации данного проекта, как и любой другой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:
1. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с обучающимися может привести к снижению качества работы с детьми по робототехнической деятельности.
2. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам обучающихся может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
3. Недостаточно систематизированные взаимоотношения педагогов дошкольного и начального школьного отделения могут привести к незаинтересованности педагогов в совместных творческих проектах.
МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ РИСКОВ
1. Повышение квалификации педагогов за счет курсов повышения квалификации, проведения консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов.
2. Корректировка образовательной программы дошкольного и начального школьного отделений в соответствии с возможностями и интересами обучающихся.
3. Активизация взаимоотношений педагогов дошкольного и начального школьного отделений через активные формы взаимодействия, систематическое информирование о проводимых мероприятиях, выражение своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте и т. д., материальное симулирование.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер через систематизацию робототехнической деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• создать условия для систематизации образовательной деятельности по направлению робототехнического творчества на этапах дошкольного и начального школьного возраста;
• совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по направлению технического творчества через создание Центров коллективного пользования, Центров детских инициатив;
• разработать и апробировать программы технической направленности для детей дошкольного и начального школьного возраста;
• повысить образовательный уровень педагогов по направлению технического творчества;
• повысить интерес родителей к техническому творчеству через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Краткая аннотация планируемой деятельности по проекту
на период его реализации
ПЕРВЫЙ ЭТАП ( подготовительный: январь 2023 г. – февраль 2023 г.)
• изучение возможностей внедрения робототехники в образовательный процесс МОУ «Гимназия №9»,
• анализ имеющихся условий,
• повышение квалификации педагогов,
• организация начального материально-технического обеспечения,
• разработка программ взаимодействия обучающихся в процессе обучения робототехнике,
ВТОРОЙ ЭТАП ( внедренческий: март 2023 г – май 2024 г.)
• апробация форм взаимодействия обучающихся дошкольного и начального школьного отделений;
• систематизация работы по программам взаимодействия обучающихся в процессе обучения робототехнике;
• анализ промежуточных результатов;
• осуществление корректировки программ;
• создание Центров коллективного пользования, Центров детских инициатив;
• решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей робототехники в образовательном процессе с обучающимися: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
ТРЕТИЙ ЭТАП ( обобщающий: июнь 2024 – август 2024 гг.)
- обобщение и распространение опыта,
- систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; презентация полученных результатов.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
1. У дошкольников сформированы психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы :
- познавательная и учебная мотивация;
- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.
2. Развито мышление от наглядно-образного (в дошкольном возрасте) к абстрактно-логическому (в начальной школе)
3. Осуществлен переход из обучения в игре к целенаправленной проектной, экспериментальной деятельности.
4. Дети умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей.
5. Дети умеют излагать свой замысел, отстаивать свою точку зрения, анализировать проблемную ситуацию и находить пути решения, данной ситуации; умеют работать в коллективе, распределяя обязанности между собой.
6. Развит интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности; получены первоначальные знания о профессиях инженерно-технической направленности.
Для педагогов:
1. Педагоги овладели новыми педагогическими технологиями посредством изучения методических материалов и разработок по робототехнике;
2. Повышена квалификация педагогов путем изучения опыта работы других организаций, прохождения курсов повышения квалификации по данной теме, проведения семинаров, конкурсов, мастер- классов по техническому творчеству.
Для организации:
1. Усилено взаимодействие педагогического коллектива дошкольного и начального школьного обучения.
2. Созданы условия для успешной адаптации детей к переходу от дошкольного к начальному школьному обучению.
3. Создана развивающая образовательная среда, которая повлечет повышение качества образования обучающихся на этапе дошкольного образования и начальной школы;
4. Сформирован положительный имидж МОУ «Гимназия №9».
Для родителей:
1. Повышен уровень знаний родителей в области технического конструирования и робототехники через вовлечение родителей в реализацию проекта.
2. Созданы условия для адаптации родителей к переходу от дошкольного к начальному школьному обучению.
Список литературы:
1. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
5. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
6. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
7. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.
8. Галушкина, Н. П. Преемственность в развитии детей дошкольного и начального школьного возраста в условиях центра образовательной робототехники [Текст] : учеб. -метод. пособие / Н. П. Галушкина, Л. А. Емельянова, И. Е. Емельянова. – Челябинск: Изд-во Юж. -Урал. гос. гуман. - пед. ун-та, 2017.