Ольга Тютюкина
Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры
▼ Скачать
Актуальность
Культуру России невозможно представить себе без народного
искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Проект реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического и духовно-нравственного воспитания ребёнка.
И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Полное название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры»
Автор проекта: Тютюкина О. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 19 комбинированного вида, Московская область, Одинцовский район, 2014 – 2015 уч. г.
Продолжительность проекта: долгосрочный, 6 мес.
Тип проекта по количеству: групповой, общесадовский.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: информационный, творческий, практико – ориентированный.
Тип проекта по содержанию: интегративный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Возраст детей: все возрастные группы.
Проблема: духовно-нравственное, а следовательно, и художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как средство для формирования творческих способностей личности.
Цель проекта: духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей посредством русской народной культуры.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.
2. Развивать творчество детей на основе усвоения знаний о народном искусстве.
3. Учить самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки
в свободной деятельности, используя выразительные средства народной культуры.
Для педагогов:
1. Создавать условия для расширения знаний о родной культуре через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
2. Воспитывать детей на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, народного декоративно-прикладного искусства.
Для родителей:
1. Восстановление утраченных связей поколений, воспитание национальной гордости, самосознания; повышение культурного уровня.
2. Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей посредством их участия в совместной творческой деятельности.
3. Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей, к созданию и оформлению мини-музея «Творчество русского народа».
Для социальных партнёров:
1. Оказание помощи в подготовке народных праздников.
2. Способствование восстановлению утраченных связей поколений, воспитанию национальной гордости, самосознания; повышению культурного уровня.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа».
Название игрового мероприятия проекта: «Пришли святки – запевай колядки!», «Развесёлая Масленица», «Праздник светлой Пасхи».
Продукты проекта
Для детей:
• Продуктивная деятельность (рисунки, поделки).
• Музыкальная деятельность (песни, танцы, игра на народных музыкальных инструментах).
• Игровая деятельность (народные игры, забавы).
Для педагогов:
• Разработка конспектов образовательной деятельности по
художественно-эстетическому развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.
• Подготовка праздников, развлечений.
• Консультации, мастер-классы, семинар, игра-викторина.
• Открытый просмотр образовательной деятельности, смотр-конкурс уголков творчества, тематическая проверка, педсовет, РМО.
• Презентация групповых проектов.
• Создание мини-музея «Творчество русского народа».
• Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта на педагогическом совете «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников».
Для родителей:
• Участие в праздниках.
• Участие в изготовлении костюмов для персонажей, атрибутов для праздников.
• Совместное творчество с детьми (продуктивное, музыкальное).
• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».
Для социальных партнёров:
• Участие в праздниках.
• Посещение мини-музея «Творчество русского народа».
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1. Повышение интереса к изучению истории и культуры России.
2. Обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение опыта эмоционального реагирования и форм сотворчества.
3. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений русской культуры.
4. Развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной
деятельности (лепка, аппликация, рисование) с использованием элементов народного творчества.
5. Использование полученных знаний и умений в свободной деятельности.
[ Для педагогов:
1. Выявление творческого потенциала.
2. Создание новых форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
3. Внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду.
Для родителей:
1. Укрепление детско-родительских отношений.
2. Участие родителей в совместной творческой деятельности.
3. Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.
Для социальных партнёров:
Повышение культурного уровня, формирование устойчивого интереса к традициям народного творчества и декоративно- прикладного искусства.
Этапы подготовки и реализации проекта
№ Мероприятие Сроки проведения
1. Организационный
1 Разработка идеи и постановка задач проекта ноябрь
2 Планирование основных этапов и структуры проекта ноябрь
3 Формулирование проблемы, выдвигаемой для решения ноябрь
4 Анкетирование педагогов по теме проекта ноябрь
5 Подбор литературы, наглядного и дидактического материала, выбор темы для групповых проектов ноябрь-декабрь
6 Проведение опроса и оценка уровня знаний детей по тематике проекта (средний и старший возраст) декабрь
7 Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах и помещениях ДОУ в течение всего периода
8 Создание условий для творческой и продуктивной деятельности в течение всего периода
9 Привлечение социальных партнёров, родителей для поддержки проекта декабрь-апрель
2. Продуктивный
1 Семинар для воспитателей «Народные игры и танцы – средство приобщения к русской народной культуре» ноябрь
2 Игра-викторина для воспитателей «Каковы дядьки, таковы и дитятьки» декабрь
3 Мастер-класс для воспитателей «Зимушка хрустальная»
(нетрадиционные техники рисования) декабрь
4 Районный конкурс детского творчества «Рождественская звезда» декабрь
5 Мастер-класс для воспитателей «Мышкин – город мастеров» январь
6 Развлечение для детей старших групп «Пришли святки – запевай колядки!» январь
7 Консультация для воспитателей и родителей
«Русская культура – источник духовно-нравственного воспитания дошкольников» февраль
8 Развлечение для детей всех групп «Развесёлая Масленица» (+ катание на лошадях) февраль
9 Консультация для воспитателей и родителей
«Приучайте ребёнка видеть прекрасное в творчестве русского народа» февраль
10 Коллективный просмотр педагогического процесса:
«Использование русского народного фольклора в образовательной деятельности детей» (старшая группа №2) февраль
11 Смотр – конкурс (по группам)«Уголок Художественного творчества»
(выставка декоративно-прикладного искусства) март
12 Мастер-класс для воспитателей «Весёлая ярмарка»
(изготовление игрушек «из бабушкиного сундука») март
13 Районный конкурс детского творчества «Пасхальный свет и радость» март
14 Тематическая проверка «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа» март
15 Мастер-класс для воспитателей «Пасхальная Весна»
(изготовление игрушек в народном стиле) апрель
16 Развлечение для детей среднего и старшего возраста
«Праздник светлой Пасхи» апрель
3. Презентативный[/h3]
1 Презентация групповых проектов март-апрель
4. Итоговый
1 Создание и оформление мини-музея «Творчество русского народа» март-апрель
2 Педагогический совет «Русская народная культура как источник духовно-нравственного развития дошкольников» апрель
3 Районное методическое объединение «Роль русской народной культуры в развитии творческих способностей детей» (семинар – практикум для воспитателей) апрель
4 Систематизирование результатов проекта, оформление полученного материала апрель
Литература
1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие / Н. Н. Алексахин – М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки / Е. А. Аркин – Дошкольное воспитание – № 3 – 1995.
3. Величко Н. К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия. : Энциклопедия. / Н. К. Величко – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2013.
4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. -метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод пособие для воспитателей. / А. А. Грибовская – М. : Просвещение – 2004.
6. Емельянова Т. И. Шедевры народного искусства России. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома: Альбом / Т. И. Емельянова – М. : «Интербук-бизнес» – 2001.
9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова – М. : Просвещение, 1985.
10. Лебедева Е. И. Резьба по дереву. Домовая и художественная / Е. И. Лебедева, Е. М. Бургунова. – М. : Аделант, 2008 г.
11. Логинов В. М. Эта звонкая сказка – Гжель. / В. М. Логинов, Ю. П. Сакальский – М. : Сварог, 1994.
12. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / Фотогр. автора. / А. С. Миловский – М. : Дет. лит., 1986.
и др.