Татьяна Миловидова
Проект «Разноцветная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Разноцветная осень».
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 3 месяца (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный работник, родители.
Возраст детей 5-6 лет
Результат: выставки, проведение праздника. Развитие семейного творчества и сотрудничества.
Публикация «Проект „Разноцветная осень“» размещена в разделах
Проблема проекта.
Проведя обследование детей по познавательному развитию, заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура. Поэтому решила, что необходимо развивать стремление детей к самостоятельным наблюдениям, опытам, которые помогут сформировать познавательную активность. Дети узнают взаимодействия человека в окружающем мире, в природе. Помогут сформировать экологическую культуру.
Актуальность:
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Вся природа, от маленькой букашки до больших деревьев, растений, воды, явлений, связанных с ней – все это привлекает внимание детей.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений, дети обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года. Учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их из года в год.
Цель.
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.
Расширять знания о живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.
Задачи:
• углубить представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимание к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья», «Фрукты», «Овощи».
• обратить внимание детей на различия леса и парка;
• расширить представление о достопримечательности родного города - парк;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
• обучить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности.
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
• Активизировать речь детей.
• Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
• Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)
• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдениями, опытами, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности; музыкального праздника «Осенние небылицы».
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
Реализация образовательных областей по месяцам:
• Сентябрь «Золотая осень»
• Октябрь «Листопад»
• Ноябрь «Поздняя осень»
3. Заключительный этап.
Обобщающий: итоговое занятие по теме «Осень». Праздник «Осенние небылицы».
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие
НОД «Осенняя прогулка»;
НОД «Дарит осень чудеса»;
НОД «Они же живые, их надо беречь и зачищать».
Чтение, заучивание стихотворений. Загадывание и отгадывание загадок. Заучивание пословиц.
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия по территории ДОУ;
экспериментальная деятельность с природным материалом; опыты с водой «Вода нужна всем».
д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?». «Дорожка из листьев», «найди лист какой покажу», «Найди дерево, куст по семенам», «Садовник», «Узнай по описанию», «4 лишний», «Расскажи о любимом фрукте, овоще», «Съедобный – несъедобный», «Соберем грибы в корзинку», «Что где растет», «Из чего приготовил повар».
Речевое развитие
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
В. Чаплина «Лес осенью»;
Г. Скребицкий «Осень»;
П. Молчанов «Последний лист»;
Т. Домаренок «Осенняя сказка»;
Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
К. Ушинского «История одной яблоньки»;
загадки, пословицы, поговорки по темам «Осень». «Овощи-фрукты». «Перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Работа человека в саду и огороде».
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям, мнемотаблицам.
д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?», «Вершки и корешки», «Кто где живет». «Кому что нужно», «Найди самый красивый листок».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче». Магазин овощи-фрукты», «Магазин цветов».
Д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «С какого дерева листок»;
Беседа «То, что растет живое»,
Беседа «Сколько красок у осени?».
Беседа «Золотая осень»
Беседа «Труд людей осенью»
Беседа «Береги природу»
Художественно-эстетическое развитие
НОД «Осень краски разводила…» (пластилинография);
НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);
НОД «Осенняя красавица». (нетрадиционное рисвание)
НОД «Осенний калейдоскоп» (коллективная аппликация);
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворения «Солнце землю осмотрело…» В Нестеренко.
Заучивание стихотворения «Заунывный ветер гонит…» В. Некрасов.
Заучивание стихотворения «Ветрено-ветрено» Токмакова
Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»
«Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И. И. Левитана»
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Загадки и пословицы об осени. Фруктах, овощах, животных.
Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»
Составление описательных рассказов «Птицы», «Лес», «Сад». «Овощи», «Фрукты»
Сопоставление ранней и поздней осени.
«Музыка».
Разучивание песен, танцев;
«Тучка» - закличка,
«Журавли» муз. А. Лившица. сл. М. Познанской,
«К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова. сл. М. Ивенсен,
«Огородная-хороводная» муз. Б. Можжевелова. сл. Н. Пассовой,
«Придумай песенку»,
Вариации на р. н. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза» муз. Л. Вишкарева
«Урожайная» муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной
«Вальс» муз. А. Дворжака.
Прослушивание «осенних» мелодий;
«Листопад», муз. Т. Попатенко,
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»,
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Фея Осени»,
Е. Дога «Березовая аллея» и др.
Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.
«Не выпустим» муз. Т. Ломовой,
«Найди себе пару» латв. нар. мелодия обраб. Т. Попатенко,
«Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского,
«Заинька» р. н. песня» обр. Н. Римского-Корсаков,
«Ежик и мышки» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла»;
п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»; «Добеги до дерева, куста»
эстафета «Соберем осенний букет».
Взаимодействие детей с родителями
Сбор природного материала,
Экскурсии по родному краю (Парк в разное время года,
Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала;
Выставка цветов «Осенний букет»;
Создание сборника рассказов детей об осени «Время года – осень»
Музыкальное развлечение «Осенние небылицы».
3 этап. Заключительная часть.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Расширились представления об осени, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ М. 2014
2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
4. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. «Игры на листе бумаги» М. Дрезнина М. издательский дом «Искатель» 2000
6. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. «Времена года» стихи для чтения и заучивания, М. А. Нянковский. Ярославль 2006
8. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов
9. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л. Ю. Павлова
10. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
11. Шорыгина Т. «Какие месяцы в году?» «Овощи», «Осторожные сказки» Безопасность для малышей. Знакомство с окружающим миром и развитие речи.
12. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
13. А. П. Савина «Пальчиковая гимнастика. Для развития речи детей»