Елена Бурухина
Проект «Путешествие по Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Путешествие по Родине»
Вид проекта: творческий, информационный
Средняя группа 4- 5 лет
Краткосрочный (4 недели)
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
(К. Д. Ушинский)
Публикация «Проект „Путешествие по Родине“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Актуальность:Патриотическое воспитание-одна из самых актуальных задач нашего времени. Личность ребенка начинает формироваться с дошкольного возраста, поэтому очень важно патриотические чувства воспитывать именно в этот период. В последнее время всё чаще приходиться сталкиваться с проблемой, что дети обладают самыми минимальными знаниями о своей родной культуре, традициях, о своей малой родине, стране в целом. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, важно показать ребенку что и наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он не задумываясь ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья.»
Поэтому было решено разработать и реализовать проект «Путешествуем по Родине»
Цель проекта:
• Привить детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, краю, стране.
• Воспитывать патриотические чувства.
• Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, расширить воспитательные возможности семьи.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить с официальной символикой России: гимн, герб, флаг и другими неофициальными символами.
2. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.
3. Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
4. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и песнями.
5. Ознакомление с праздником «День народного единства»
Развивающие:
1. Развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
2. Развитие познавательно-поисковой активности детей.
3. Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
4. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
5. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей.
Воспитательные:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье.
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
3. Воспитание интереса к русским народным сказкам, культуре, народному творчеству;
Предполагаемый результат
Дети должны знать
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: село, город, достопримечательности родного края.
- столицу нашей Родины — Москву
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест;
А так же должны сформироваться:
- чувство любви к родному краю, к Родине.
- представление о символике России.
- представление о жизни и традициях своего народа.
- познавательная активность, творческие способности, совершенствование знаний о нашей Родине;
- понимание смысла праздника "День народного единства";
-заинтересованность родителей в формировании у детей представлений о родном доме, семье, детском саде, городе, стране.
Этапы реализации проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)
– подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»(см. приложения);
– разработка перспективного плана по реализации проекта;
– разработка планов НОД;
– подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
– подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и перессказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
– подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта. – заполнение анкеты на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
II этап-Основной:
-Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций;
- Рассматривание иллюстраций;
-Художественное творчество;
-Проведение с детьми бесед, наблюдений, игр, тематических занятий.
-Беседы и консультации с родителями на тему патриотического воспитания.
1 неделя
Тема: «Моя семья»
10.10-14.10.2022
Цели:
Закрепить у детей представления о членах своей семьи, родственных отношениях. Закрепить знания о профессии родителей. Развить у детей интерес к семейным традициям.
Формы проведения и пути достижения цели:
- Создание семейного фотоальбома.
- Беседы: «Что значит слово - семьЯ», «Как мы с папой и мамой проводим выходные», «Наша дружная семья», «Кем работают мои мама и папа?»
- Занятие «Моя семья».
-Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мамины помощники».
Чтение детям:
-А. Барто «Дома», «Млодший брат»;
-Л. Толстой «Бабушка и внучка»;
-Е. А. Благинина «Вот какая мама»;
-О. Бундур «Папу с мамой берегу»;
- В. Осеева рассказ «Сыновья»;
- Д. Габбе «Моя семья»(Мама, Братик)
Итог: Выставка детских работ к дню отца «Мой любимый папа».
1 неделя -см. Приложение 1
2 неделя
Тема «Моя малая Родина»
Цель: познакомить с родным селом (городом, его достопримечательностями, воспитание чувства любви к родному краю.
Формы проведения и пути достижения цели:
-Рассматривание иллюстраций на тему-село, город. Задачи: знакомить детей с основными признаками села и города, учить находить сходство и различия
Беседы: «Мой дом, моя улица», «Где живет мой детский сад?», «Природа в родном крае», «Что такое достопримечательности?» Задачи: продолжать знакомить детей с названием села, города в котором они живут, названиями улиц. Знакомить детей с достопримечательностями родного края.
- Занятие «Моя малая Родина».
-Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница».
-Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о своей малой Родине»
- Разучивание песни «Край, в котором ты живешь» муз. Г. Гладкова
-Чтение детям:
Н. Дружков «Стихотворение о Родине»
А. Ковалева «Малая Родина»
Итоговое мероприятие - Занятие по лепке «Дом в котором я живу»
2 неделя- см. приложение 1
3 неделя
Тема:«Моя Родина-Россия»
Задачи: продолжать знакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн, и не официальными (матрешка, береза и т. д., познакомить детей с бытом, культурой и традициями русского народа. Закреплять знание о своей национальности, своем языке. Познакомить детей с обустройством русской народной избы.
Формы проведения:
-Беседа на темы: «Что мы Родиной зовем?», «Наша Родина-Россия», «Цвета Российского флага»
-Рассматривание иллюстраций: Российского флага, столицы России-Москвы, природы России в картинах русских художников, иллюстраций русской избы.
- Экскурсия в музей русской избы.
-Аппликация «Российский флаг».
-Занятие «Наша Родина-Россия»
-Прослушивание музыкальных композиций:Гимн России, Песня «Край, в котором ты живёшь», «Моя Россия» Струве, «С чего начинается Родина» М. Бернес
-Консультация для родителей: как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию.
Итоговое мероприятие: оформление плаката «Моя Родина-Россия»
3 неделя- см. приложение 3
4 неделя
Тема «День народного единства»
Цель: сформировать представление о празднике: «День народного единства», Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, чувство гордости за свой народ, воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Формы проведения:
-Беседа на тему: «История праздника -день народного единства», «Что такое-национальность», «Какие нарды живут в России» (дать начальные представления).
-Проведение художественно-эстетической деятельности рисование гуашью : «Земля наш общий дом»
-Презентация «Традиции народов России»
-Чтение сказок разных народов мира
«Рукавичка» укр. нар., «Коза-Дереза» укр. нар., «У Солнышка в гостях» словацкая нар., «Храбрец-Молодец» болгарс. нар.
Итоговое мероприятие: Фестиваль национальных костюмов.
4 неделя –см. приложение 4
В течение проекта для детей проходил показ тематических мультфильмов:
-«Мы живем в России» (видео энциклопедия)
-Мультфильмы по мотивам русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок», «Волк и семеро козлят».
- «Мама для мамонтенка»
На прогулках проводились русские народные игры: «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Ручеек» и другие.
Полученный результат.
Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектная деятельность обладает рядом преимуществ, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника, а так же на усвоение новых знаний.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, о семье, родном крае, своей Родине.
Выполняя проект, дети преуспели в освоении такого важного навыка-как изложение мыслей и рассказ из своего личного опыта, дети стали внимательнее друг к другу.
Результаты проекта:
Дети имеют представления:
• О социальном окружении, о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народах населяющих нашу Родину, что в совокупности формируетчувство гордости, начала патриотизма;
• О труде людей; о том, что всё окружающее – результат труда родителей, общества в целом;
• О природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
• О себе как о субъекте деятельности, отношений, интересов; осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям;
• О моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
Заключение
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт детям возможность экспериментировать, использовать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. Кроме того, развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, таким образом, взрослые и дети становятся ближе друг к другу.
Приложения
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
• воспитание любви к Родине;
• воспитание уважения к старшему поколению;
• воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
• знание истории своей страны;
• другое ___
• затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
• прививать детям уважение к людям своей страны;
• познакомить с обычаями и традициями своего народа;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• расширять представления о родной земле, её столице, городах;
• ознакомление с историческим прошлым России;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?___
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 1
Занятие в средней группе «Моя семья»
Задачи:
• закрепить знания детей о семье. Вызывать у ребёнка чувство радости и гордости за свою семью, воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи;
• формировать навыки составления небольших рассказов о своей семье, отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
• активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
• развивать у детей фонематический слух, умение эмоционально и выразительно читать речевые игры, регулировать силу, интонацию голоса.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, чтение стихов, изготовление подарков маме, папе, семейные праздники, проектная деятельность по теме «Моя семья».
Ход занятия:
Организационный момент:
На ковре дидактическая игра с мячом «Какая она моя мама?»
Входит Пятачок, плачет: «Ничего я не знаю».
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл?
А почему ты плачешь?
Пятачок: Все просят рассказать про свою семью, а я не знаю что это такое.
Воспитатель: Не плачь, Пятачок! Ребята, поможем Пятачку? (Ответы детей.) Мы тебе расскажем о семье и покажем на пальчиках. Присаживайся. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Отгадайте – ка загадку:
Кто вас детки крепко любит,
Кто вас нежно приголубит?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы. Конечно же, это мама. Как можно ласково назвать маму? (Ответы детей: мамочка, мамуля.)
Воспитатель: Кто расскажет о своей маме? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: А эта загадка о ком?
Он всегда весёлый
Увлекается футболом,
Ходим на рыбалку вместе
Кто же это?
(Ответы детей)
Как ласково называем папу? (Ответы детей: папочка, папулечка.)
Воспитатель: Кто расскажет о своём папе? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас уже мама, папа, а кто ещё есть у тебя? (Ответ ребёнка – брат)
а у вас? (Ответ ребёнка – сестра.)
(Рассказы 1-2 детей о брате, сестре.)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, кто уже у нас есть? (Ответы детей: мама, папа, брат, сестра.)
Динамическая пауза:
Вполголоса
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
7 сыновей – все без бровей
Вот с такими глазами
Вот с такими носами
Вот с такими ушами
Вот с такой бородой
И такой головой.
Они не пили, не ели
На Маланью все смотрели
И делали вот так.
Воспитатель: Давайте спросим у своих ладошек, где они были?
Игра:
Ладушки, ладошки
Где были? У бабушки.
Воспитатель: Как ласково назовём бабушку? (Ответы детей: бабулечка.)
Воспитатель: У кого есть бабушка? Какая она? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: Молодцы! А я знаю вот такую песенку:
Бабушка рядышком с дедушкой
Как лаково зовём дедушку? (Ответы детей: дедулечка.)
У кого есть дедушка? (Рассказы 1-2 детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите, чьи портреты у нас?
(Ответы детей: мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры.)
А одним словом? (Ответы детей:Семья)
Правильно, ребята! Семья – самые близкие люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте покажем Пятачку умелые пальчики. Пятачок, ты тоже проходи.
Пальчиковый игротренинг:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот наш малыш –
А зовут его крепыш.
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – вот и вся моя семья!
Пятачок: А теперь я знаю, знаю!
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – мы живём вместе, любим друг друга, заботимся друг о друге – это и есть Семья! Правильно, ребята! (Ответы детей.)
Пятачок: Ой, побегу, расскажу своему другу Винни о семье. До свидания, до свидания.
(Пятачок теряет картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звук «м».Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что у каждого из вас есть семья. Самое главное это дружная семья, все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Как мы с вами позанимались? Кто мне скажет?
Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня рассказывали, показывали работу пальчиков, сделали хорошие портреты семьи.
Пословицы и поговорки о семье
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
Л. Суслова.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
***
А. В. Сидорова
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам.
Приложение 2
Занятие «Моя малая Родина»
Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств.
Задачи: Познакомить с понятием «Родина», «малая Родина», с названием села, города. Формировать начальные представления о родном крае (улицы, жилые дома, больница, детский сад, школа, магазин, аптека, дом культуры, церковь, памятник). Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, навыки речевого общения, расширить словарный запас детей; развивать, двигательный интерес к игровой деятельности. Воспитывать у детей любовь к малой Родине и эмоциональную отзывчивость через игру и восприятие поэтических чувств, воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме, беседы.
Материал: силуэты домов с изображение магазина, аптеки, парикмахерской, школы, больницы.
Словарная работа Россия, Москва, страна, Родина, город Бор,, больница, школа, магазин, аптека.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в круг, проводит упражнение на развитие коммуникативных навыков.
- Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Дети мы свами не только друзья. Мы жители одной страны. Вопрос к детям: Вы знаете как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, у нашей страны удивительно красивое имя –Россия.
Предлагает повторить вместе.
Воспитатель: В России много рек, морей, гор, лесов, городов.
Вопрос к детям: а самый главный город как называется?
(если затрудняются ответить, называет сама).
Воспитатель: на земле много чудесных стран, но Россия- единственная, необыкновенная, потому что это- наша Родина! Родина- значит родная.
Воспитатель: читает отрывок из стихотворения В. Степанова:
- Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: у всех нас есть Родина- наша огромная страна, но есть ещё и «малая» Родина. Это место, где мы родились, где живут наши родные: мама, папа, братья, сёстры. Ваша «малая» Родина- это город, в котором вы живёте.
Вопрос к детям: вы знаете, как он называется?
Ответы детей
Воспитатель читает стихотворение
-Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
Воспитатель предлагает погулять по городу. Тогда закройте глаза и представьте, что мы не в детском саду, а на улице города. А есть дома, в которых люди работают. Вот к ним мы и пойдём.
Физкультминутка.
- Мы по городу идём
Звонко песенку поём:
Ля-ля-ля-ля,ля-ля-ля.
Мы по городу шагаем
Ровно ноги поднимаем
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко
(выполняют движения по тексту)
Воспитатель: предлагает детям пройти к «домам» поочерёдно. И отгадать загадки.
Загадки
1. Магазин
Мы пошли купит продукты:
Молоко, сметану, фрукты
На кассу всё несём в корзине.
Мы в продуктовом…. (Магазине)
Вопросы к детям
- Что ещё можно купить в магазине?
Ответы детей
- Кто работает в здесь?
Ответы детей
2. Поликлиника
Этот дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных там врачей.
Лечат взрослых и детей.
Вопросы к детям
- Как называется этот дом?
- Какие болезни лечат врачи?
Ответы детей
3. Аптека
В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстуры и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки,
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь… (аптека)
Вопросы к детям
- Когда люди ходят в аптеку?
- Зачем?
Ответы детей
4. Школа
Стоит весёлый светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают
Рисуют и читают
Вопросы к детям
- Как называется это дом?
- Как называют детей, которые учатся в школе?
Ответы детей
Воспитатель: затем предлагает отдохнуть детям после прогулки, и присесть на «скамейку» в парке (на стулья)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ты – моя частичка» и вспомнить, что ещё есть в городе.
- Я город. Ты-моя частичка. Кто ты?
(улица, дорога, деревья, светофор, тротуар, пруд и т. д)
Вопрос к детям: а вы знаете как вести себя на улицах города?
Ответы детей
Д/и «Можно-нельзя»
Воспитатель: обьясняет правило игры
- Слушайте меня внимательно, я буду говорить. Если я скажу правильно, вы говорите: Да-да-да», если я ошибусь, говорите: «Нет- нет-нет».
- Можно переходить улицу на красный свет.
- Можно сажать деревья и цветы во дворе
-Можно бросать обёртки от конфет на тротуар.
-Можно любоваться цветущей клумбой.
Воспитатель напоминает детям, что их прогулка подошла к концу, и пора вернуться в д/сад. Просит вспомнить детей что больше всего понравилась им на проулке?
Ответы детей