Ткачева Татьяна
Проект «Психологическая готовность детей и их родителей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта.
Цель проекта : воспитание положительного отношения к школе и школьной мотивации у детей подготовительной группы и их родителей.
Тип проекта : практико - ориентированный.
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Участники: педагог-психолог Ткачева Т. В., воспитатели подготовительной группы : Дубина Т. Н. и Нехаева С. И.
Целевая группа: дети 6 – 7 лет, их родители.
Сроки реализации проекта : март 2014г. - апрель 2014 г.
Публикация «Проект „Психологическая готовность детей и их родителей к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Мы находимся в уникальной ситуации модернизации системы образования, когда перед нами возникают новые задачи, требующие решения в связи с введением новых Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ.
К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны, родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой, учителя желали, чтоб первоклассник был максимально готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей.
Исследователи психологической готовности к школьному обучению (Е. Е. Кравцова, B.C. Мухина, Г. А. Цукерман, Т. И. Бабаева и др.) сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к формиро-ванию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. При несомненной важности их нельзя считать обязательными и ре-шающими.
Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением (психологическая готовность). Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.
На современном этапе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе.
Доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких,, так высказывается по вопросу определения степени готовности ребенка к школьному обучению : «Самый главный показатель готовности к школе — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него не насыщаемая познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.
Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.
Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие.». Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить, т. к. «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка».
Итак, в настоящее время родители и педагоги отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности при переходе на новую школьную ступень, все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».
Именно поэтому я выбрала для проекта тему : "Психологическая готовность детей и их родителей к обучению в школе ".
Практическая значимость этого проекта для педагогов - психологов, воспитателей, родителей, - всех, кто заинтересован в формировании психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Так как процесс воспитания и обучения детей должен проходить в тесном сотрудничестве всех социальных сторон.
Цель проекта : создание системы работы по формированию психологической готовности выпускников ДОУ и повышение грамотности и компетентности родителей и педагогов по подготовке детей к школе.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Сформировать у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении и положительно - эмоциональное отношение к ней.
2. Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.
Для родителей :
1. Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста.
2. Разработать рекомендации по психологической готовности родителей к обучению их ребенка в школе.
Для педагогов ДОУ:
1. Повысить уровень профессиональной и психологической компетентности педагогов при подготовке детей к школе.
2. Разработать и внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГОС ДО, учитывая рекомендации педагога - психолога.
3. Разработать систему мероприятий, способствующих организации преемственности со школой.
Предполагаемый результат:
• У детей появится положительное отношение к школе и повысится школьная мотивация.
• Дети научатся принимать позицию школьника – ученика, подчинять свои желания коллективным.
• Родители уточнят для себя, почему школа – серьёзный момент в жизни ребёнка, как относиться к неудачам и успехам первоклассников.
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный теоретический этап
II Основной практический этап
III Заключительный итоговый этап
Перспективный план работы по проекту «Психологическая готовность детей и их родителей к обучению в школе» включает в себя следующие мероприятия:
- Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада»
- Рассматривание школьных принадлежностей.
- Загадывание загадок на школьную тему.
- НОД «Скоро в школу».
- НОД «Подготовка руки к письму».
- Разукрашивание картинок предметов школьных принадлежностей.
- Рисование «Портрет учителя».
- Экскурсия в школу.
- Сюжетно – ролевая игра «Школа» и др.
- Диагностика уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
- Анкетирование детей "Хочу ли я в школу?"
- Тест А. Керна и ориентировочный опросник школьной зрелости Я. Йирасека.
- Тест "Лесенка"
- Методика "Графический диктант"
- Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «Идём в школу c радостью»
- Консультации для родителей : «Подготовительная группа : задачи становления основных компонентов школьной жизни», «Готовность детей к школьному обучению», «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
- Информация психолога родителям на тему : «Ребёнок идёт в школу».
- Рекомендации педагога – психолога родителям по подготовке детей к школе психофизиологических особенностях 6 – 7 летних детей.
- Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?»
- Психологическое просвещение педагогов по темам: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребёнка к школе».
- Анкета для воспитателей подготовительной группы «Уровень развития выпускников ДОУ»
- Выступление на педагогическом совете «Ребёнок на пороге школы».
Ожидаемый результат:
• Сформированная «внутренняя позиция школьника» у большинства детей (подготовительной к школе группы)
• Повышение грамотности родителей в вопросах социальной и психологической готовности старших дошкольников
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
• Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе :
сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе.
методические рекомендаций для педагогов по проведению «Школы родителя будущего первоклассника»
приобретение папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.
Критериями эффективности проекта являются :
- высокий процент детей со сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе,
- повышение психологической грамотности родителей ДОУ в подготовке детей к школе,
- повышение профессионального мастерства педагогов в области формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:
1. Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника Н. И. Гуткина
2. Анкетирование родителей по вопросам их и детской психологической готовности к обучению в школе.
3. Анкетирование педагогов.
4. Представление опыта работы на педагогическом совете.