Евгения Булычева
Проект познавательной деятельности «Мы хотим подружиться с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание и образование, как никогда, становятся одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться уже в раннем детстве в семье и дошкольных учреждениях.
Публикация «Проект познавательной деятельности „Мы хотим подружиться с природой“» размещена в разделах
Система экологического образования включает в себя определенное содержание, методы и формы работы, создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Проект познавательной деятельности «Мы хотим подружиться с природой» является частью данной работы, где представлены варианты конкретных технологий по формированию начал экологической культуры у детей 6-7 лет.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:формирование начал экологической культуры, развитие экологического сознания, формирование ответственного отношения к окружающей среде и бережного отношения к природе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• формировать умение и желание сохранять природу, навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательные:
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы;
• воспитывать чувство эмпатии к объектам живой природы.
3. Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы, инструктор по физической культуре.
4. Тип проекта: познавательно-творческий, среднесрочный, коллективный, совместный.
5. Срок реализации проекта: три месяца (июль, август, сентябрь).
6. Ожидаемые результаты реализации проекта.
• повышение у детей уровня экологических знаний;
• сформированность эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира;
• приобретение навыков экологически грамотного поведения в природе, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;
• совершенствование компетентности родителей в экологическом воспитании детей.
7. Предполагаемый продукт проекта.
• Картотека подвижных игр туристического и экологического содержания для прогулок.
• Информационные материалы для родителей («В поход всей семьей», «Ты и лес», «За здоровьем – на лесную поляну!», «Немного истории о туризме»).
• Выставки творческих работ детей и родителей («Поступай в природе так, как подскажет этот знак», «Лес глазами детей»).
• Выставка фотоколлажей «Прикоснись к природе сердцем».
• Выставка «Мой друг - рюкзачок».
• КВН «Люби и знай родной свой край!».
• Фестиваль туризма «Лесная азбука» (совместно с МКДОУ № 33).
• Поход выходного дня «День рождения Бабы Яги» (совместно с родителями).
8. Этапы реализации проекта.
В достижении целей и задач были использованы различные формы и методы работы с детьми и семьями воспитанников, которые реализовывались по трем этапам.
1 этап – подготовительный (июль)
• Подбор и изучение методической литературы, информационных интернет ресурсов.
• Подбор художественной литературы, подвижных и дидактических игр, видеоматериалов и иллюстративного материала.
• Составление плана работы в рамках проекта.
• Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап – основной (август)
Система работы в рамках проекта условно делится на 2 части:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
1. Работа с детьми.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя различные виды деятельности детей, их частую смену и различные формы.
Формы и методы работы с детьми разнообразны.
Особое внимание уделяется такой форме работы, как организация познавательной деятельности, в ходе которой у детей формируются обобщенные представления о живой и неживой природе, понимание взаимосвязей в природе, навыки безопасного поведения в природе.
Данная деятельность включает в себя два цикла мероприятий:
I. «Наш дом – природа»:
1. Что такое природа. Живая и неживая природа. Природа России. Природа родного края.
2. Лес – многоэтажный дом.
3. Царство животных (животный мир Зауралья).
4. Зелёный наряд Земли (растительный мир Зауралья).
5. Зелёная аптека.
6. Охрана природы.
7. Красная книга.
II. «Мы – туристы»:
1. Туризм, его виды. Цели походов и туристских прогулок.
2. Подготовка к походу. Походное снаряжение. Правила поведения в походе (туристический быт, питание, гигиена).
3. Учимся быть осторожными (опасные ситуации в лесу).
4. Как не заблудиться в лесу.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдения в рамках проекта включаются в другие формы работы: экскурсии в природу, прогулки.
В ходе реализации проекта широко используются различные игры (подвижные, дидактические, настольно-печатные, словесные и т. д.) Игры проводятся в утренние и вечерние часы, включаются в образовательную деятельность, являются частью прогулки.
Занимательные задания и дидактические упражнения (составление разрезных картинок, решение кроссвордов, отгадывание загадок и ребусов) позволяют детям легче и быстрее усваивать учебный материал.
Важным методом экологического воспитания является использование художественной литературы: заучивание стихов, чтение сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций в книгах о природе.
Значительное место в проекте отводится творческой деятельности: восприятию детьми произведений искусства (репродукций картин русских художников, рисованию иллюстраций («Мои впечатления о посещении музея», «Карта для похода», «Растения и животные Красной книги», изготовлению поделок из природного материала («Жила-была шишка», «Лесное чудо», организации совместно с воспитателем выставок. Детские работы – это результат их личностного роста, свидетельство повышения уровня экологической воспитанности и общего интеллектуального развития.
Шагая в ногу со временем, педагог должен стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Для повышения эффективности образовательного процесса воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий): просмотр видеофильмов, электронных презентаций выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Не остается в стороне и физическое развитие ребенка. Динамические паузы и утренняя гимнастика экологического содержания являются составляющими двигательного режима детей в течение дня, приобщают их к ценностям здорового образа жизни, а также развивают интеллектуально.
Ключевое значение имеет труд детей в природе. Данная форма работы направлена на познание и практическое преобразование природы. Совместная деятельность дошкольников с воспитателями в цветнике и на огороде, участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений (развешивание кормушек, прополка и полив клумб и грядок, уборка участка) позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу.
Целевые прогулки (в краеведческий музей, библиотеку, включенные в проект, закрепляют и систематизируют знания детей, полученные ранее, повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Главное значение экскурсий на природу (в городской парк, природную лесную и лесопарковую зону) состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. У детей развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
2. Работа с родителями
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями.
Сотрудничество с родителями по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Спектр форм работы с родителями достаточно широк:
• анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
• консультирование через информационные стенды и родительский уголок;
• оформление папок-передвижек и папок-раскладушек;
• выпуск фотоколлажей и фотоотчетов;
• родительские собрания;
• беседы;
• совместная творческая деятельность с детьми (рисование, изготовление поделок из природного материала);
• организация выставок;
• встречи с интересными людьми;
• совместные развлечения;
• походы выходного дня.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволяет формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Только совместными усилиями ДОУ и семьи можно решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
3 этап – заключительный (сентябрь)
Итогом проведенной работы являются:
• Фотоотчет об организации выставки «Мой друг - рюкзачок».
• Фотоотчет о проведении похода выходного дня «Туристские новости из «Ромашки».
• Фотоотчет «Лесная азбука», размещенный на сайте ДОУ под рубрикой «Новости».
• Фотоотчет «Мы хотим подружиться с природой».
• Фотоотчет «Мой папа – турист».
• Публикация проекта «Мы хотим подружиться с природой».
Реализация данного проекта показала, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме помогла детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Разработанная и апробированная в ДОУ технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Совершенствуется интеллект детей: расширяется кругозор, развивается наблюдательность, активизируется речь. Развиваются такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Данный проект – это часть целостной системы экологического воспитания дошкольников 6-7 лет. Его реализация позволяет поднять уровень экологической культуры не только детей, но и их родителей, которые являются самым большим авторитетом для детей.