Ковылина Людмила Борисовна
Проект «Лесные жители Краснодарского края» в подготовительной группе
Информационная карта проекта.
1. Проект по теме : «Лесные жители Краснодарского края»
2. Автор проекта Л. Б. Ковылина
3. Руководитель проекта С. А. Рындина.
4. Место проведения МАДОУ №5.
5. Сроки проведения октябрь-декабрь 2024г.
6 Вид проекта познавательно исследовательский.
7. Цель: конкретизировать и расширить представления детей о диких животных Кубани.
8. Задачи:
Публикация «Проект „Лесные жители Краснодарского края“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
-дать представление о диких животных лесов нашего края, их образе жизни, питании, жилище, о том, как готовятся к зиме;
-закрепить знания детей о животных нашего края;
-развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных;
-формировать представление о значении диких животных в природе и для человека;
-развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
-воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным;
-формировать представления о диких животных, посредствам чтения художественной литературы;
-создавать в группе условия для расширения представлений о диких животных;
-развивать умение совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
9. Количество участников проекта : 17 человек (10 детей,2 воспитателя, 5 родителей).
10. Возраст детей 6-7 лет.
11. Форма проведения дневная (в повседневной жизни и на НОД).
12. Ожидаемые результаты:
У дошкольников будут сформированы знания о диких животных лесов Кубани. Дети смогут узнавать их по описанию, составлять описательные рассказы о животных использую опорную схему. Знать среду обитания, о времени года когда животное готовиться к зиме. Осознание приносимой пользы диких животных. Будет создана соответствующая предметно-развивающая среда. Повыситься активность родителей в совместной творческой деятельности.
Актуальность:
Дошкольный возраст – это то время, когда ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредствам экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки; учиться наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы о обобщения, развивает познавательные особенности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. В нашем проекте : «Лесные жители Краснодарского края», дети и родители из разных источников могут получить информацию о диких животных Кубани, узнать для себя новое и интересное и поделиться своими знаниями.
Проблема: Наблюдая за детьми в свободной деятельности, мы выявили, что дети имеют недостаточные представления о диких животных, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условиях и среде обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного рассказа, поэтому им требуется помощь взрослого.
План действий:
1. Постановка цели;
2. Поиск формы реализации проекта;
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений поисковой практической деятельности;
6. Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7. Работа над частями проекта, его коррекция;
8. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
1 этап.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем о животных?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
- Чем дикие животные отличаются от домашних.
-Сказки о животных.
-Медведь зимой спит в берлоге.
-Заяц к зиме меняет шубу серую на белую, чтобы его не было видно.
-Чем питаются животные в лесу?
-Какие жилища у диких животных?
-В каком месяце медведь ложиться в спячку?
_Спросить у взрослых.
-Сходить на экскурсию в зоопарк с родителями.
-Прочитать книги и энциклопедии.
-Посмотреть телепередачу.
-Посмотреть мультфильмы.
- Художественная и познавательная литература.
- Дидактические игры и занятия.
- Рассматривание иллюстраций.
На основе детских высказываний спланировали содержание направления темы и возможные проекты.
Содержание направления
-лесные жители наших лесов,
- создание игрушек самоделок.
(разработка проекта)
Основной этап
(организация работы по реализации деятельности)
Заключительный этап
(продукты деятельности проекта)
• Выбор темы, определение цели и задач, сроков реализации проекта.
• Сбор, анализ, систематизация информации по теме проекта.
• Составление плана работы по реализации проекта, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности,
определение предполагаемых результатов.
• Подбор наглядных пособий.
• Подборка методической литературы по теме «Лесные жители краснодарского края»
• Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Деятельность воспитателей:
• проведение познавательных бесед;
• организация продуктивных видов деятельности;
• проведение итогового мероприятия;
• чтение художественной литературы;
• заучивание стихотворений о животных;
Изготовление схем для составления описательных рассказов;
Совместная деятельность родителей и детей:
• изготовление поделок;
• рисование по сюжету литературных произведений.
• семейные экскурсии в зоопарк.
• разучивание стихотворений к итоговому мероприятию
• подборка иллюстраций, картинок, о животных.
Подборка дидактического материала по данной теме;
• Выставка детского творчества.
• Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Составление описательного рассказа «Дикие животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Аппликация «Мишка»
Рисование «Лисичка»
• Презентация проекта.
Инсценировка
3 этап выбор проекта
- игрушки самоделки.
План реализации проекта "Игрушки самоделки".
Этапы.
Педагог и дети.
Роли.
Материал.
Родители.
1. Обсуждение
идеи реализации проекта
1. Обсуждение с детьми плана изготовления игрушек - самоделок.
2. Оформление маршрута проекта.
Участники проекта.
Обсуждение с родителями
плана
Сбор сведений
1Обсуждение с детьми: «Как изготовить животных из коробок».
2. Рассматривание образцов поделок в книгах по творческому конструированию.
3. Разраотка образца игрушки из коробок.
Исследова-тели.
Картинки по теме:
«Мастерская игрушек».
Привлечение членов семьи к созданию игрушек.
Подготовка к оформлению игрушек самоделок.
Выбор каждым ребенком игрушки, которую он будет изготавливать
персонажа из сказки.
Мастера
Картон,
кисточки,
бумага,
ножницы,
клей,
Подготовка
к оформлению игрушек-самоделок.
1. Совместная деятельность по изготовлению игрушек самоделок из каробок.
2. Самостоятельная деятельность по оформлению каждой игрушки- самоделки.
Мастера
Степлер,
клей, скотч,
пуговицы.
Мастера.
Перспективное планирование по видам детской деятельности
Детская деятельность
Формы работы
Сроки проведения.
Ответственные.
Игровая и двигательная деятельность
П /И. «У медведя во бору»,
«Волк во рву», «Хитрая лиса».
Д/И. «Кто, где живет?»,
«Покорми животных», «Где, чей хвост?»,
Пальчиковые игры.
Потешка «Дикие животные наших лесов»
Первая неделя октября.
3-я неделя октября.
4-я неделя октября.
Воспитатели.
Воспитатели.
Коммуникативная
Рассматривание иллюстрированного материала по темам:
«Дикие животные Кубани»
Составление описательных рассказов по опорным схемам «Дикие животные».
Беседы:
«Кто живет в лесу?»;
«Когда медведь ложиться спать?»;
«Зачем нужны животные?.
Ситуативный разговор.
1-я неделя ноября.
2-я неделя ноября.
Воспитатели.
Родители.
Воспитатели
Познавательная деятельность
Беседа о правилах поведения в лесу.
1- недели ноября.
Воспитатели
Продуктивная
Рисование
«Лисичка»
Аппликация «Мишка»
ноябрь
Воспитатели-родители.
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Рассказы и сказки». Н. Сладков, М Пришвин. Г. Скребицкий.
«Рассказы о животных».
ноябрь
Воспитатели и родители.
Совместная деятельность родителей и детей.
Изготовление поделок диких животных, для настольного театра
Рисование по сюжету литературных произведений.
Семейные походы в зоопарк.
Семейное фотографирование с животными в зоопарке.
Разучивание стихотворений о животных к итоговому мероприятию.
Родители.
Родители.
Родители.
Родители.
Родители.
Презентация проекта
ИТОГ РАБОТЫ
Модель 3-х вопросов
Что Вы узнали нового?
Как много разных животных обитает на Кубани.
Что Вас удивило?
Жилища животных.
Их повадки.
Что вам понравилось больше всего?
Рассматривание энциклопедий.
Аппликация и рисование.
Играть в игры.
Изготавливать поделки из коробок.
Вывод:
- Проект позволил детям расширить представления об образе жизни, повадках и среде обитания диких животных Кубани.
- Дети проявляют, познавательны интерес к диким животным, обитающим на Кубани.
- В игровой и театрализованной деятельности дети проявляют личные симпатии к представителям фауны, с удовольствием принимают и исполняют роли лесных зверей.
- При описании зверей Кубани, дети чаще стали употреблять прилагательные и глаголы, характерные для того или иного животного. Обогатился словарный запас дошкольников.
- Родители приняли активное участие в совместной творческой деятельности с детьми.
Список используемой литературы: Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.-20 с. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В.
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с. Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с. Карпова С. И., Мамаева В. В.
Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., илл. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с. Ушакова О. Д.
Красная книга России : Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с. : ил.