Екатерина Анатольевна Кузнецова
Проект по ранней профориентации младшей группы «В мире профессий»
▼ Скачать +Заказ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» г. Волгодонска
Проект по ранней профориентации
младшей группы
«В мире профессий»
Воспитатель: Е. А. Кузнецова
г. Волгодонск
2019 г.
Тип проекта : информационно - игровой.
Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь – декабрь).
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Проект по ранней профориентации младшей группы „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Основной вид деятельности: познавательно – игровой.
Области интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
По форме реализации: групповой.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители младшей группы.
Возраст детей: 3 - 4 года.
Актуальность.
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор. Все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре? Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель: Формирование представлений детей 3 – 4 лет о разнообразии профессий, о важности каждой профессии посредством игровой деятельности.
Задачи проекта :
• знакомить детей с различными профессиями взрослых;
• формировать представления о важности трудовой деятельности в жизни людей;
• развивать коммуникативные навыки;
• расширять и активизировать словарь по теме;
• развивать зрительное внимание и восприятие;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Планируемый результат:
Для детей:
называют профессии разных сфер;
знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
различают профессии по существенным признакам;
моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;
участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых;
положительно относятся к трудовой деятельности, труду в целом.
Для родителей:
расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
удовлетворённость родителей результатами процесса проектной работы.
Для педагогов:
активизация творческого потенциала педагогов;
повышение уровня педагогической компетентности в вопросе ранней профориентации детей младшего возраста;
пополнение дидактических игр по теме, атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
Этапы работы над проектом :
Перспективный план реализации проекта
Срок реализации Мероприятие Взаимодействие
с родителями
Сентябрь
3- 4 неделя этап – Подготовительный
подбор методической и художественной литературы по теме;
определение темы проекта, обоснование его актуальности;
постановка целей и задач работы, планирование;
подбор дидактических игр, информационного, наглядного материала по теме;
подбор консультативного материала для родителей. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении уголка сюжетно – ролевых игр, их способности в той или иной области рукоделия и возможностей.
Анкетирование для родителей
«Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий»
Октябрь
1 – 2
неделя этап – Основной
Беседа «Профессия повар».
Цель: Познакомить детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками. Закрепить знания о столовой посуде.
Дидактическая игра «Суп или компот».
Цель: Закреплять знание детей об овощах и фруктах.
Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот»
Цель: развивать мелкую моторику рук, побуждать детей выразительно говорить текст.
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Федорино горе».
Цель: учить детей слушать сказку, быть внимательными, обратить внимание на то, как рассказчик интонационно передаёт образы героев сказки.
Отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
Цель: развивать умение отгадывать загадки по характерным признакам, развивать внимание, память, эмоциональное восприятие.
Сюжетно – ролевая игра: «Готовим обед для куклы Кати».
Цель: способствовать возникновению у детей желания играть на темы из окружающей жизни.
Консультация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Буклет «Сущность трудового воспитания дошкольников»
Октябрь
3 – 4 неделя Беседа «Кто нас лечит?»
Цель: формирование представления о профессии врача и медицинской сестры, воспитывать уважение и чувство благодарности за их труд.
Экскурсия в медицинский кабинет
Цель: наблюдение за работой медицинского работника детского сада.
Пальчиковая гимнастика «Доктор, доктор, как нам быть?»
Цель: развивать мелкую моторику рук, побуждать детей выразительно говорить текст.
Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: вызвать у детей интерес к сказке, желание помочь героям.
Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?»
Цель: закрепить знания детей о медицинских инструментах, обогатить словарный запас.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к тем, кому требуется помощь.
Консультация «Трудовое воспитание в семье»
Памятка «Как отвечать на детские вопросы?»
Ноябрь
1 – 2
неделя Беседа «Кто построил детский сад?»
Цель: Познакомить детей с профессией строителя, его внешним видом, инструментами.
Конструирование «Построим дом кукле»
Цель: закрепить способы построений различных типов зданий.
Подвижная игра «Башенки»
Цель: развивать двигательную активность и внимание детей.
Пальчиковая гимнастика «Мы ребята–мастера»
Цель: учить детей действовать в соответствии с текстом, повторять вместе с воспитателем слова.
Сюжетно – ролевая игра «Новоселье для зайчат»
Цель:
Развивать интерес к сюжетно - ролевой игре; учить соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Чтение художественной литературы Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим».
Цель: закреплять умение слушать и понимать стихотворные строки.
Консультация «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями».
Ноябрь
3 – 4
неделя НОД «Кто нас воспитывает» (работники ДОУ)
Цель: формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
Чтение В. Маяковского «Кем быть?»
Цель: развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик.
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Цель: ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности брать на себя роль.
Дидактическая игра «Найди и расскажи» (по картинке)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Консультация «Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста»
Изготовление родителями различных атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме.
Декабрь
1 – 2 неделя Беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций
Цель: расширение знаний детей о профессии парикмахера.
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: расширение у детей представления о труде работников парикмахерской и формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Чтение стихотворения «Парикмахер» Л. Разумовой
Цель: продолжение знакомства с художественным словом.
Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки)
Цель: формирование у детей представления о целостном образе предмета.
Закрепление знаний о профессиях через картинку. Развитие мышления,
внимания.
Рекомендации для родителей
«Воспитание трудолюбия у детей»
этап - Заключительный
1. Развлечение «Страна профессий»
2. Фотовыставка на тему «Профессии моих родителей».
3. Презентация проекта на педагогическом часе в ДОУ.
Итоги проекта :
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
у детей расширился круг знаний о профессиях;
дети научились называть профессии людей (мамы, папы, познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами необходимыми для работы;
посредством прочтения стихов, загадок, пальчиковых игр был расширен и активизирован словарь по теме;
дети стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применять атрибуты и наряды;
в самостоятельной деятельности дети стали активнее вступать в общение друг с другом;
у детей сформировалось положительное отношение к труду взрослых;
родители были привлечены к первичному выбору по профессиональному самоопределению детей;
удалось повысить качество взаимодействия педагог – родители.
Можно считать, что цели и задачи данного проекта выполнены.
Список используемой литературы:
1. «О профессиях» Завальнюк Л. А. ЗАО «Омега», г. Москва.
2. Энциклопедия «Я познаю мир»
3. «Какие бывают профессии» из серии «Школа семи гномов». Для занятий с детьми от 2 до 3 лет. Автор Д. Денисова.
4. «Какие бывают профессии» из серии «Школа семи гномов». Для занятий с детьми от 3 до 4 лет. Автор Ю. Дорожин.
5. Потапова Т. В., Беседы с дошкольниками о профессиях. – М., 2005.
6. Сергеенко Г. И., Учимся, говорим, играем. – М., 2006.
7. Детям о профессиях : профессия врач. https://pochemu4ka.ru
8. Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // https://nsportal.ru
9. И другие интернет – ресурсы.